• Приглашаем посетить наш сайт
    Хлебников (hlebnikov.lit-info.ru)
  • Радищев А. Н. (Философский энциклопедический словарь)

    Радищев Александр Николаевич [20(31).8.1749, Москва,—12(24).9.1802, Петербург], русский писатель, философ-материалист, родоначальник революционной традиции в России. Учился в Лейпцигском университете (1766—1771). Развивая идеи Мабли, Гельвеция, Дидро, Рейналя, Руссо, Радищев дал революционную интерпретацию теории естественного права. В примечании к «Размышлениям о греческой истории» Мабли (1773) Радищев осуждал самодержавие как «наипротивнейшее человеческому естеству состояние». В «Письме к другу, жительствующему в Тобольске» (1782, опубликовано 1790) Радищев утверждал, что цари никогда не поступятся своей властью ради «вольности». Ода Радищева «Вольность» (1783) прославляла «великий пример» Кромвеля, казнившего короля, и вооруженную борьбу американских колонистов за свободу. В «Житии Ф. В. Ушакова» (1789) Радищев объявил залогом освобождения «страждущего общества» восстание доведённого до «крайности» народа. Эта концепция получила всестороннее обоснование на материале русской жизни в главном сочинении Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву» (1790). Здесь показана бесплодность попыток помочь народу на путях просвещения монархов и выдвинута задача революционного просвещения народа. За издание «Путешествия» Радищев был осуждён на смертную казнь, заменённую ссылкой в Сибирь (до 1797 года). В ссылке Радищев написал философский трактат «О человеке, его смертности и бессмертии» (1792, опубликован 1809), где столкнул диаметрально противоположные системы взглядов: французских и английских материалистов 18 века (Гольбах, Гельвеции, Пристли) — основанные на опыте и доказательстве, и немецких идеалистов 17—18 веков (Лейбниц, Мендельсон, Гердер) — умозрительные, смежные «воображению». Излагая материалистическое доказательство смертности души, Радищев вместе с тем пытался использовать и диалектические идеи Лейбница.

    — обобщение важнейших событий 17—18 веков: опыта победоносных революций на Западе и краха политики «просвещённого абсолютизма» Екатерины II в России (особенно после подавления Крестьянской войны 1773—1775 годов). Однако в конце жизни Радищев пережил разочарование в результатах Великой французской революции. Разделяя идею круговорота «вольности» и «рабства», он истолковал диктатуру Робеспьера как новый пример вырождения свободы в самовластье. Оказавшись в конце 18 века свидетелем крушения революционного «корабля надежды» и видя повторение показного либерализма в правлении , Радищев покончил с собой.

    — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.

    Литература: Луппол И. К., Историко-филос. этюды, М.—Л., 1935; Πантин И. К., О материализме и идеализме в филос. трактате Радищева, «ВФ», 1958, № 5; Филиппов Л. А., Шинкарук В. И., Спектор Μ. Μ., Филос. позиция А. Н. Радищева в трактате «О человеке, его смертности и бессмертии», там же; Карякин Ю. Ф., Πлимак Е. Г., Запретная мысль обретает свободу. 175 лет борьбы вокруг идейного наследия Р., М., 1966.

    Раздел сайта: