• Приглашаем посетить наш сайт
    Гнедич (gnedich.lit-info.ru)
  • Закирова Н. Н.: А. Н. Радищев в Удмуртии

    А. Н. РАДИЩЕВ В УДМУРТИИ

    Выдающийся русский писатель и общественный деятель А. Н. Радищев

    (1749 - 1802) обращался к теме борьбы со злом и тиранией уже в ранних произ- ведениях: «Житии Федора Васильевича Ушакова» (1771), «Письме к другу, жи тельствующему в Тобольске» (1782), оде «Вольность» (1783).

    Борьба с крепостничеством - ведущая тема «Путешествия из Петербурга в Москву». 650 экземпляров этой книги были напечатаны самим автором, нака нуне ареста ему пришлось сжечь большую часть тиража. 4 сентября 1790 года

    Екатериной II был издан указ, по которому Радищев за сочинение этой книги ссылался на десять лет в Сибирь.

    Путешествие ссыльного писателя из Петербурга в Илимск началось 8 сен тября 1790 года. В Нижнем Новгороде, благодаря заступничеству А. Р. Ворон цова, он был освобожден от кандалов и получил возможность фиксировать свои путевые наблюдения: с 11 ноября он начинает вести «Записки путешествия в

    Сибирь». В них есть страницы, свидетельствующие об интересе Радищева к жителям Вятского края, в том числе к вотякам.

    Осенью 1790 года автор «Путешествия...» ехал в ссылку по кандальному пути Сибирского почтового тракта. Отрезок пути от Казани до Перми (это 352 версты) проходил через Вятскую губернию. Известно, что нашу территорию писатель проезжал с 12 по 16 ноября.

    Из ссылки он возвращался весной 1797 года водным путем: от Перми до

    Ланшева плыл по Каме и Волге.

    Дорожные впечатления Радищева нашли отражение в двух произведени ях: в «Записках путешествия в Сибцрь» (17901 и в «Дневнике путешествия из

    Сибири» или «Записках путешествия из Сибири»(1797). Эти «предварительные литературные наброски» могли стать протографами нового «Путешествия», отражавшего устойчивость общественных воззрений Радищева.

    Вот текстуальные упоминания о нашем крае в радищевских «Записках путешествия в Сибирь»: «Какси, тож Мука-Какси, 26 вер. Не доезжая оной де ревни 5 верст, реку Вале переезжали... По реке лес черный, а немного далее ель и пр. 2 версты от реки - вотские деревни. Они овинов не имют, хлеб молотят сырой а когда молоть, то сушат в печах. Народ боязливый и добрый. Сюмси, 20 верст... Юбари, 14 верст. Ночевали. Нашли праздник, состоит в том, что все девки, бабы и мужики ходят из двора во двор и пьют пиво; ходили до утра и перепились допьяна. На бабах высокие кички с бахромой, с шитьем и кончика ми серебряными. Примечается охота и в диких наряжаться; сходство в сем нра вов женщин в болыыих городах. Отменно, что наряды переменяют часто». Здесь идет речь об удмуртском языческом календарном празднике проводов осени и встречи зимы. Он сопровождался традиционным обрядом ночного обхода мо лодежью всех домов деревни с пением, плясками, ряжением, скоморошьими действами.

    В продолжении путевого дневника Радищева есть и следующие записи:

    «Селта, или Кожиль-Селты, 29 вер. Игры, 37. Ночевали. Места почти ровные, гор мало, болоты, местами лес... Вотяков много малобородых. Народ простой

    ... У баб круглые скуфьи низанные... Село Дебес, или Николаевское, 25 вер. За

    ? версты переехали реку Чепцу по живому мосту. По ней ходят суда от Глазова и ниже с хлебом в Астрахань, впадает в Вятку... Вотяки поют, едучи, как рус ские ямщики. Нравы их склонны более к веселию, нежели к печали... В Чепце ночевали, последняя вотская деревня».

    А на обратном пути, возвращаясь из Сибири ( эти дневниковые записи датируются периодом с 20 февраля по 11 мая 1797 года), Радищев заметил: «По утру рано ездил на лодке в Сарапул. Нашел дальнюю родню. До Сарапула в разных местах заводские пристани. В Сарапуле пристань хлебная...» (Сарапуль ская родня Радищева — это семейство отставного секретаря Постникова).

    В целом в «Записках» упоминается большое количество местных топони мов (Глазов, Дебессы, Зура, Зятцы, Игра, Ита, Малмыж, Мелеть, Сарапул, Сел ты, Сюмси, Чепца, Юбери, Юрук, Янгулово и др.), говорится о природе, эко номике этих мест, занятиях, нравах, обычаях, мифологии и о менталитете жи телей разных национальностей, населяющих Вятский край.

    Естественен в радищевских наблюдениях социальный аспект. «Народ боязливый и добрый, но за себя постоять может»,- замечает автор. С удовлетво рением отметил автор встреченного им грамотного удмурта («В Зятцах писарь ученый по-русски»). Возвращаясь из ссылки, он проявляет особый интерес к рассказам о разбойниках, а, выехав из Елабуги, сам лично видел их в селениях

    Амары и Свиногоры. 23 мая 1797 года Радищев записывает в дневнике ключе вые моменты случаев расправы крестьян над помещиками: «Повесть о разбой нике Иване Фадееве, как он мучивал дворян, которые своих не щадили кресть ян, а щадил добрых... Подобный материал содержится в отдельных главах

    «Путешествия из Петербурга в Москву» (См., например, «Зайцево» и «Едрово»).

    Достается в радищевских «Записках» мздоимцам и ворам. Так, в Вятке за деньги можно было купить любой документ: «Воры с паспортами из Вятки их легко получают от казночеев». Зато хоть и «мужики бедные и избы худые», но Вятс кий край снабжает хлебом Урал.

    Примечательны наблюдения Радищева, носящие этнографический харак тер. Такв селении Юбери Вятской губернии он видел « на бабах высокие кички с бахрамою, с шитьем и кончиками серебряными». Есть в записях ссыльного путешественника и описания населяющих Вятский край народностей в сопос тавительном ключе. « ... у чуваш и черемис избы черные, но воздух здоровый, топили у русских в избах, либо прямо с надворья. У татар избы белые»,- отме чает писатель. А вот его восприятие наружности местных жителей: «Чуваш ские бабы хороши собою», «вотские бабы некрасивы», «Черемисы черноволо сы. Оклад лица вотяка похож на мордву».

    Не оставил без внимания автор «Записок» и проявление тенденций руси фикации аборигенов, представляют интерес наброски археологического пла на. В целом эти дневниковые записи ярко отражают пристальное внимание и неподдельный интерес Радищева к судьбам российской глубинки, его наблю дательность, стремление к фактографической точности и аналитичности в под ходе к отражаемым во время вынужденного путешествия картинам, явлениям и лицам, которые он озирает своим исследовательским оком и осмысливает, как настоящий исследователь: обобщая, сравнивая, систематизируя увиденное и пережитое в пути.

    пун ктов плана или даже простой фиксации отдельных ключевых слов. Все это сви детельствует о замысле Радищева в дальнейшем литературно доработать свои зарисовки и наброски. Их общая направленность свидетельствует о верности ссыльного писателя своим убеждениям и потенциальной, но, к сожалению, нереализованной возможности создания продолжения «Путешествия из Петер бурга в Москву», расширив маршрут от столицы до Сибири, где его обвинение:

    «Страшись, помещик жестокосердный, на челе каждого из твоих крестьян вижу твое осуждение», - оставалось уместным и актуальным.

    Среди ведущих исследователей истории и культуры Вятского края, свя завших свой научный поиск с именем Радищева, наряду с П. Н. Лупповым и

    Н. П. Изергиной, особое место занимает Заслуженный деятель науки Удмур тии, профессор Глазовского педагогического института имени В. Г. Короленко

    А. Г. Татаринцев. Ценность и значимость его научных изысканий в области ра дищевоведения вывели нашего земляка в ранг ученых европейского масштаба.

    Творчеству А. Н. Радищева была посвящена кандидатская диссертация А. Г.

    Татаринцева и целый ряд специальных исследований: «Сын Отечества», «Ра дищев в Сибири», «А. Н. Радищев: архивные разыскания и находки» и др.

    Редактор московского издания «Современник» В. Ягунин справедливо отмечает, что глазовскому исследователю А. Г. Татаринцеву первому удалось расшифровать и прочесть «Записки» и «Дневник» А. Н. Радищева: «Это было трудное дело, ведь они не предназначались писателем для печати. Разобраться в этих закодированных записках подчас просто невозможно».

    В мемориальном кабинете литературы имени А. Г. Татаринцева в ГГПИ есть раздел, отражающий вклад ученого в радищевоведение, этой теме посвя щены курсовые и дипломные работы студентов филфака.

    1. Радищев А. Н. Полн. собр. соч. - М. - Л.: АН СССР. - Т. 3. - 1959.

    2. Радищев А. Н. Записки путешествия в Сибирь. Записки путешествия из Сибири. (Отрывок) // Русские писатели об Удмуртии: XVIII в. - начало XX в. - Ижевск, 1978. - С. 10-14.

    3. Александров А. Радищев в Удмуртии // Комсомолец Удмуртии. -1966. - 8,11 нояб. 4. А. Г. Татаринцев: Человек. Ученый. Педагог. / Сост. И. А. Татаринцева и др. - Глазов, 2002. - 91 с.

    5. Богословский П. С. Сибирские путевые записки Радищева, их историко-культурное и литературное значение // Пермский краеведческий сборник. Пермь, 1924. - Вып. 1. - С. 1-28.

    7. Виноградов С., Скобелев Е. А. Н. Радищев в Удмуртии // Полян А. И. История остается с нами. - Ижевск, 1988. - С. 13.

    8. Закирова Н. Н. Заслуженный деятель науки Удмуртии, фольклорист и краевед А. Г. Татаринцев: К 75-летнему юбилею ученого.// Короленковедение в Глазовском педагогическом институте. - Глазов, 2002. - С. 14-16.

    9. Изергина Н. П. А. Н. Радищев и Вятский край // Писатели и Вятский край. Киров, 1976. - С. 29-33.

    10. Изергина Н. П. А. Н. Радищев и Вятский край // Изергина Н. П. Писатели в Вятке. - Киров, 1979. - С. 23-26.

    12. Луппов П. Н. Радищев о Вятском крае // Труды Вятского научно-исследовательского института краеведения. - Вятка, 1928. -Т. 4. -С. 102-109.

    13. Поскребышев О. Радищев. Ночлег у удмурта: Стих. // Застолица: Стихи. - Ижевск, 1970. - С. 146.

    14. Русские писатели-демократы о прошлом Удмуртии // Удм. правда, 1979. - 14 июн.

    15. Русские писатели об Удмуртии: ХУШ в. - начало XX в./ Сост. П. К. Поздеев - Ижевск, 1978. - С. 3-4, 10-14, 142-144.

    «Вятские впечатления и знакомства Радищева»).

    17. Татаричцев АТ. Радищев в Улмуртии // Красное знамя. - 1974. - 30 августа.

    19. Холманский М. А. Н. Радищев об Удмуртии // Светлый путь. - 1960. - 25 авг.

    20. Чудова Г. Ф. А. Н. Радищев о Вятском крае: Записки краеведа // Кировская правда. - 1949. - 31 августа. - С. 4.