• Приглашаем посетить наш сайт
    Карамзин (karamzin.lit-info.ru)
  • К Российской истории

    К Российской истории
    Варианты

    [[82 об.]] К РОССИЙСКОЙ ИСТОРИИ

    В 1097 был у русских князей для примирения и учреждения пределов их владений съезд. Тут были Святополк, Владимир, Давыд Игоревич, Василько Ростиславич, Давыд Святославич и Олег Святополчич. 

    В 1164 при Андрее Юриевиче Боголюбском Лев, епископ суздальский, начал учить, что по воскресениям и праздникам не должно есть мясо. Сия ересь имела последователей, но Лев принужден был бежать в Царьград. 

    Юрий Всеволодович, основатель Нижнего Нового города, принужден был покориться татарам.

    Татарское побеждение России ввело в оную тисненные денги. До тех вместо оных употребляли лоскутки куниц куны называемые. Мортки также, бельи лапки (Stiefeläppchen von Eichhörnchen). Сперва денги были татарския в употреблении, потом были с одной стороны с подписью русскою, с другой татарскою, напоследок с одной русскою. Название денги произошло от татарского слова танга – знак. (До сих пор есть в Большой Бухаре и Харизме монета танга, которая вероятно единственная в употреблении, может быть танга то же значит, что деньги). Она делается из довольно чистаго серебра и стоит около копеек шестнадцати или немного более. Она круглая, на одной стороне имя ханское, а на другой имя земли с показанием года.

    Потом, как св. Георгия на монетах изображать стали, то по копию, что у него в руках, назвали их копейками.

    В городах, непризнавая власть татар, зачели обращение черканной монеты. Во время в<еликого> к<нязя> Василия Дмитриевича начали свои деньги делать в 1420, а Псков в 1424. Новгородская монета стоила вдвое более московской и тверской.

    Князь Александр Михайлович казнен в Орде за то, что Щелканку, ханскому родне, возпретил разорять Тверь. Дмитрий Иванович Донской построил Кремль.

    При царе Иване Васильевиче начали лить пушки. Архитектор Аристотель из Болонии, будучи в его службе с 1475 года, научил россиян сему искусству.

    При царе Иване Васильевиче II употребляли мины, при взятии Казани. При нем пришло в Россию много немецких ремесленников.

    У него было немецкое войско. Поп [нрзб] был протестанской веры, за то отчасти убит. А он учредил опричников, которые были в его собственном повелении; набираны из дальних мест и у кого не было родни с боярами. Он же учредил стрельцов. Завел под смотрением митрополита Макария типографию. В 1562 напечатана первая книга евангелия. Его судебник. При нем англичане прибыли к г. Архангельску. [[78]]

    НЕСТЕРОВА ЛЕТОПИСЬ

      Стр.
    О банях у славян 8
    Обычай жечь тела мертвых 12
    Нестор всегда называет рус и, а не россы 23
    Наследство милым ближникам 31
    Игорь поведа дружине своей слова царя греческаго – то, что хотел и пр. (Надлежит думать, что он сам не мог решиться) 37
    – посланнии от Ол<ьга> Великаго князя и от всех – князь и его великих бояр 27
    Ходи Игорь роте и мужи его 45
    Дочь Рогвольдова, не хотя итти за Володимира, сказала: не хочу разути рабича 67
    Судьба войны предается поединку у Володимира с печенегами 85
    У Бориса, сына Влад<имира>, был отрок, коего Борис любя, взложил на него гривну велику злату, в ней же предстояще ему. (Отличн<ый> знак милости) 94
    258
    Новогородцы жить начали и смолняне и кияне и полочане и вся власти егда на вече сходятся, что старейшие здумают, на том и пригороди станут 261
    Всеволодож говорил ко Мстиславу: Сужда на обувь общ, да кого восхотят, тот нам будь князь 264
    Когда новогородцы в л<ето> 1186 выгнали от себя Ярослава Володим<ировича>, а взяли Мстислава Давид<овича> княжить, то продолжатель Нестеров говорит  

    ТАТИЩЕВА ИСТОРИЯ ТОМ I

    <ово>город пришел Добрыня крестить, то там был вышний над жрецы славян Богомил, сладкоречия ради наречен Соловей, стр. 39 и на 40. Воробей посадник... бе вельми сладкоречив... иде на торжище и паче всех увеща. (Из сего видно, что красноречие тогда было почитаемо и народныя собрания во употреблении).

    Он видел список грамоты о вольности новгородцев у Феоф<ана> Прокоповича. Из Древняго летописца выписано– 41. В ежемесячных сочин. 1761. 8 л. 18 стр.

    По Нестерову сказанию князья ездили зимою для сборов с подданных дани и оброков, ходили навиру. 223.

    Боярин от сарматского поярин, умная голова. У Плутарха в Марии Сарматской вождь назван поярин. 330.

    Владимир и Ярослав делили царство детям, но единоначальство было до смерти Мстислава великаго, а потом не токмо были многие уделы, но почти два великия княжения, и удельные князья не слушали великаго князя. Владения делили на ровныя части между детей так, что в ином городе было 2 и 3 князя и иной имел токмо деревню в удел, пока Иван не сверг иго татар и все соединил и разделил на 4 наместничества Н<ово>городское, Рязан<ское>, Тверск<ое> и Галицкое. 512. 

     

    Местные князья имели по старшинству места на сейме, а удельные не имели, но присудствовали при них, сии без зозрения служили и княжеской титул оставляли. 524. [[78 об.]]

    ТАТИЩЕВ ТОМ I

    Ц<арь> Вас<илий> Иван<ович> Шуйский для утишения в холопах смятения закон учинил, что пленным токмо рабами быть, доколе свободу получат, а холопей в прежней верности оставил по кабале и по летной. 531.

    Роман к<нязь> Галицкий, лишив престола тестя своего в<еликого> к<нязя> Рюрика II, поставил его сына Ростислава. Звал князи на сейм о учреждении правления. 543. 

     

    Иван В<асильевич>, свергнув иго татар, утвердил наследие единаго сына на Соборе, а уделы хотя не отрешил, но они давалися в разных местах. 544.

    Петр I отрешил писать В<еликий> Госуд<арь>, указал и бояре приговорили. 545. 

    Об отрешении данной записи импер<атрицею> Анною Ив<ановною> подавали челобитную, подписанную более 360 особами. 547. 

    До Ивана I не было в шляхетстве фамильных званий. 553. 

     

    Петр I указом 1701. (Если не понравится жених невесте, как невеста жениху, хотя бы в церковь пришли, то могут разойтися).

    ИЗ ЕЖЕМЕСЯЧНЫХ СОЧИНЕНИИ 1761, ПОСЛЕДУЮЩЕЙ ПОЛОВИНЫ

    864 г. Рюрик, усмирив взбунтовавшихся н<ово>городцев и наказав их заводчика Вадима Храбраго, вступил в неограниченное правление и стал зваться великим кн<язем>, потому что сей титул в рос<сийских> историях прикладывается тем, кои в каждом месте имели полную власть, не будучи никому подсудимы. Но Нестор называет и бояр великими в посольстве к гре<ческому> царю.

    Кн<язя> Всеволода н<ово>городцы, лиша правления, держали 2 месяца в заточении. Из новогородской летописи. 23. 

    <еликим> кн<язем> н<овгородским> они сделали по войне письменное примирение, из коего видно, сколь мало они в<еликаго> кн<язя> почитали. 38. 

    С 1299 были в Н<ово>городе в<еликих> князей наместники, сперва князья, а потом бояре, до потерянии их вольности. 

    В 1471 Ив<ан> Васильевич объявил войну Н<овогороду> складною грамотою. 116. 

    Веча или народное собрание, на кое созывали особливым колоколом, называемым вечным, и на оных зборищах основалась наипаче вольность народа. 124. 

    Новогородцы сочинили писмо для защищения их вольностей и укрепили оное 58 печатми. (Как оное, так и вечной колокол Иван В<асильевич> кн<язь> в<еликий> у них огнял. У Пскова после. Полоцк поссорили литовския в<еликия> князья). 141. 

    <аре> Ив<ане> В<асильевиче>, победив шведов, пленных великое множество было, так что мальчиков продавали по 10, а девочек [[79]]

    ЕЖЕМЕСЯЧНЫЕ СОЧИНЕНИЯ 1761 СЕНТЯБРЯ

    Ц<арь> Ив<ан> В<асильевич> учредил опричников, которые его были яко гвардия. Имя их происходит от опричны: так называли те города и места, которые он отделил от Казанского царства и как от него непосредственно зависили. 214.

    Армия в старину состояла из дворян, из наемных казаков и из крестьян. 238.

    ТАТИЩЕВА ИСТОРИЯ ТОМ II

    Отрешил у народов, ему подвластных, их кн<язей>. Своих посажал, пр. 106, стр. 382.

    У него были князья подвластныя, как славянский Вадим, коего он убил. 13.

    Олег учредил давать варягам от подвластных ему народов дань по 300 грив<ен> на год, что продолжалося до смерти Ярослава. 14.

    В договоре Ол<е>га с греками в 912 послы его имянуются посланные от в<еликаго> кн<я>зя русскаго и от всех иже суть под рукою его светлых и великих князей и его великих бояр. 21. Из оного договора статья 11. (Видно, что в обыкновении было пленников продавать). 23.

    В Игоревом договоре послы имянуются общими. (Между ними был купец Адун). 29.

    Там же говорят, что они посланы от всех людей русский земли, коих называют подданными русскими.

    Там же за преступление договора, нарушивший оной, между протчими заклинаниями, да будет раб в сий век и в будущий. 30.

    Там же за убиение убить или взять за голову уставленное. 33.

    Войско игорево просило, чтоб дал ему оружие и одежды или бы пошел с ними на древлян, где кн<язь> и они много могут получить. Что он и сделал. 135.

    Олга уложила по луке оброки и дани и ловища ее суть по всей земли. 41.

    Она отрешила брать княжнее, а уложила брать от жениха по черне куне как кн<язю>, так боярину от его подданнаго. 41.

    Г<осподин> Тат<ищев> мнит княжее быть, «что у древних приводили на разстление к господам невест рабов», пр. 135. Купи же денги за свадьбу. 329.

    Святославу греческие послы дань принесли по числу людей. 52.

    979. Пришел к Ярославу печенежский кн<язь> Илдей, отдаваяся ему в службу. 56.

    Владимир I, победив вятичи, брал дань от плуга пошлену, как его отец. 62.

    Он же, победив болгаров и сербов, взятое разделил на войско. 64.

    Александр Попович, разбив печенег и Володоря, Владимир возложил на него гривну златую. 87.

    Он позволил болгарам вол<ж>ским торговать во градах с купцами, а по селам не ездить, тиуном, вирником, огневтине и смердине не продавать и от них не покупать. 89.

    Новогородцы обещалися помогать Ярославу против Святополка и Болеслава и определили собирать подать по четыре куны от крестьян и от старост по пяти гривен, а от бояр 18 гривен. 99.

    Ярослав, собрав (1035 г.) людей знатных в Киев, и от киевл<ян>, новогороц<ких> иных городов сочинить закон повелел, как судить и дани давать, и велел по оному поступать во всех градах непременно, 105, и [[79 об.]] по градам были наместни<ки> княжеские.

    <адимир> и Олег взяли за убытки 100 гривен серебра и многие дары, которые разделили на войско. 130.

    По смерти Всеволода I Вла<димир>, сын его, не хотел принять великое кн<яжение>, на кое его киевляне звали. 146.

    Ол<е>гу, против воли просившему у Святополка II мира, сей ответствовал, что сам пришел просить его и прочих <князей>, что он, сделав, обещался быть Св<ятополку> послушным. Ему велел быть с братом Давидом на съезд в Киев к в<еликому> кн<язю>, тамо бо достоит их иметь и пред ним разправы и суды во враждах и обидах между кн<язьями> отправлять. 159.

    Святополк звал князей на съезд для разобрания дел земских. 170.

    Съезды у кн<язей> бывали в Киеве и в других местах на поле верхом или на санях у которого нибудь князя, где имели место не все князья, тут судили кн<язей> и их наказывали. В шатрах сиживали на ковре.

    <еликому> кн<язю> уделы давали по произволению и видно, что оное сперва не было наследственно, а потом и наследственно, а более кн<язья> противилися в<еликому> кн<язю> и не чтили его приказы. Сами стали давать уделы детям своим.

    По смерти Святополка киевляне выбрали в кн<язья> Вл<адимира> Всеволодовича. 211.

    Хотя г<осподин> Т<атищев> в 359 пр. стр. 458 и говорит, что то было не по закону, а что сущие наследники брали оное или по закону или по заветам или силою. Но хотя славяне, по его мнению, кн<язей> имели наследственных, но сие, как думаю, было, как у других народов, что князей выбирали из кн<яжеской> фамилии. А не положено было кому наследовать сыну или брату, и то и другое случалося. А и после киевляне тоже иногда делали как по Ярополке II. Посадили его брата Вечеслава митрополит, вельможи и народ.

    О жидах Вл<адимир> не хотел ничего установить без кн<язей>, ибо они были в разных княж<ествах>. 213.

    Мстислав В<ладимирович> велел полочанам между прочим сказать, что их князья, не объявя ему, яко старшему, между собою воевали, что он хочет только взять их на суд в Киев, а земли не разорять, почему полочане отреклись от войны против Мстислава и принудили своих кн<язей> ехать в Киев. 240.

    <язьям>: Братия, известно вам, что всяк свое дает сыну, я[ко] и закон русский показует, а не брату, но в<еликое> княжение есть иного состояния; Вл<адимир> отдал Киев по себе старейшему сыну Мст<иславу>, а Мсги<слав> отдал брату своему Яр<ополку> без согласия князей, из чего произошло великое беспокойство... определил оное брату моему Игорю, начем вы мне целуете крест.

    Всеволод разболелся, созвав вельмож киевских: ... на место свое я назначил брата Игоря, но хочу ведать ваше о том разсуждение: нет ли вам в том противности.

    На требование киевлян, чтоб отрешить судей Ратшу и Тудара, и что от суда более положительнаго ни от кого не требовали и не брали, а брали по уставу отец и дедов наших, Игорь согласился и целовал им на то крест. 283.

    Войну иногда объявляли, иногда нечаянно на села нападали и жгли.

    И в Киеве были народныя собрания, называемыя вече, кои созывал тысяцкой. В речи от присланных от в<еликаго> кн<язя> в Киев упоминается, что киевляне отреклися ему итти на племя Володимирово. 309.

    <ив> курчаном убивство Игорево, требовали от них общаго к войне приуготовления, чего они не зделали. 314.

    У русских долго и в христианстве побочныя дети равно с другими почиталися, пр. 141. 394. [[80]]

    Из закона Ярославля, даннаго в л<ето> 1016, положено: за убиение мстить или брать деньгами 40 гр<ивен>. Причем различены у русских состояния людей, любо градин, любо купчина, л<юбо> ябетник, л<юбо> мечник, аще [ли] той будет любо словенин, за все бо равно, также и за другие телесныя обиды, аще ли... видака два выведет или будет варяг или колбяк то на роту.

    За утайку беглого челядина у в<аряг> или к<олбяк> деньгами 3 гр<ивны>.

    Кто поедет на чужом коне не прошав, 3 гр<ивны>.

    <ивны>. Аще познает кто, не сметь. Видно, что в темных случаях обиды разбиралися перед несколькими человеками, как тут упомянуто, на извод пред 12 чел<овеками>.

    Челядин покупался при свидетелях.

    Свободна мужа отличает от холопа, за котораго господин отвечает.

    Изяславля правда установлена руськой земли егда ее съвокупил Из<яслав> Всес<олодович>, Святос<лав> Косн<ояз>ычно<й> (печенег), Микыфор Кыянин, Чудии Микула.

    Аще убъют огнищанина в обиду, то платити зан 70 гривен убийцы, а людем не надобе, а в подъездном княжи 70 гривен.

    За кн<яжескаго> [[81 об.]] тивуна и конюха стараго устава тож 70 гр<ивен>, а в сельском старосте кн<язя> и вратаннем 12 гр<ивен>, а в рядовнице кн<яжеском>, в смерде и в [холопе] 5 гр<ивен>.

    А оже уведет чуж холоп, любо робу 12 гр<ивен>.

    За покражу скота и птиц и другаго разныy цены.

    Или смерд умучат, а без княжа слова 3 гр<ивны>, а в гнищанине и в тивунице и в мечници 12 гр<ивен>.

    <ивен>. Из сего видно, что земля была собственность.

    Татя на месте убить в пса место, а если держать до утро, то вести на княж двор.

    А хто изимал, тому горе зан в [отместнику] куна, а в девятину 15 кун, в кн<язю> 3 гр<ивны>. А от вигривну 12 гривну и емъце 8 кун, а в десятину 2 гр<ивны>, а кн<язю> 10 гр<ивен>.

    А се поклон вирный и пр.

    До недели же виру зберут варницы.

    <ищев> т<ом> II, не было в них суда, но мстили ближние убитаго. [[]]

    Примечания

    Печатается по автографу Радищева, хранящемуся вместе с его рукописями «Опыта о законодавстве», «О добродетелях и награждениях» и другими в собрании Воронцова, № 398, лл. 78–82. Первоначально опубликовано Д. С. Бабкиным в книге: А. Н. Радищев. Избранные сочинения. М.–Л., 1949, стр. 640–650.

    Данная рукопись написана на разных сортах бумаги; часть листов помята, вследствие чего нижние края их оборвались и частично, позднее, были подклеены другой бумагой. Лист 82 (по нумерации тома) имеет только одну половину, вторая половина обрезана. Листы в томе переплетены в беспорядке, поэтому порядок расположения текста в нашей публикации установлен несколько иной, в зависимости от содержания рукописи.

    Рукопись «К российской истории» содержит ряд выписок, которые Радищев делал при чтении книг исторического содержания. Во многих случаях Радищев снабдил эти выписки своими комментариями.

    «Несторова летопись», «Татищева история», «Из Ежемесячных сочинений 1761 г...». Радищев пользовался четырьмя следующими изданиями.

    I. «Летопись Несторова с продолжателями по Кенигсбергскому списку, до 1206 года. Библиотека Российская историческая, содержащая древния летописи, и всякия записки, способствующия к объяснению истории и географии российской древних и средних времен. Часть I. В Санкт-Петербурге. При императорской Академии Наук. 1767 года». Издание это было подготовлено к печати переводчиком Академии Наук И. С. Барковым.

    Экземпляр «Летописи Несторовой» с пометами Радищева дошел до нашего времени. Бумага его вполне сохранилась, пострадал от времени лишь один переплет, от которого осталась только одна полуистлевшая передняя крышка и отдельно вложенный в книгу кожаный корешок.

    Пометы рукой Радищева сделаны на полях книги и на оборотной стороне крышки переплета. На полях книги против тех мест, которые интересовали Радищева, в 89 случаях лаконично помечено «Зри». На крышке переплета 32 пометы; в одних случаях здесь выписаны только номера страниц данной книги; в других – ссылки на номера страниц сопровождаются также лаконичным «Зри»; в третьих – более пространные пометы, в которых содержится прямое указание на содержание книги, например стр. «48–49 – О деревлянах. Како их засыпаша живых», или стр. «86 о богатыре», и т. п.

    Пометы на полях книги сделаны размашистой скорописью, типичной для многих рукописей Радищева; на крышке переплета, ввиду того что бумага наклеена на картон неровно и содержит много складок, в большинстве случаев буквы выведены более сдержанно, иногда даже под печатный шрифт. Но в обоих случаях почерк, которым сделаны пометы, вполне соответствует тому, которым написана сама рукопись, содержащая исторические выписки Радищева. Как показывает приводимая таблица, часть помет, содержащихся в данном экземпляре книги, в точности совпадает

     
    «Летописи Несторовой» В рукописи Радищева
    Страницы содержание, против которого стоит помета Указание

    «Летописи
    Нестеровой»
    содержание
    8 «Бани у славян». 8 «О банях у славян».
    23 «Тем же и нам Руси учитель есть Павел... От Варяг бо прозвавшись Русью...» 23 «Нестор всегда называет рус и, а не россы».
    27 «Мы... посланнии от Ольга, великого князя русскаго, и от всех иже суть под рукою его, светлых и великих князь, и его великих бояр...» 27 «Мы – посланнии от Ол<ьга> Великаго князя и от всех– князь и его великих бояр».
    37 «Царь [греческий] посла ко Игорю лучшия бояры, моля и глаголя: „Не ходи, но возми дань, юже питал Олег, и придам еще к той дани..." Игорь же дошед до Дуная, созва дружину, и нача думати, и поведа речь цареву». 37 «Игорь поведа дружине своей слова царя греческаго – то, что хотел и пр. (Надлежит думать, что он сам не мог решиться)».
    45 «Ходи Игорь роте и мужи его». 45 «Ходи Игорь роте и мужи его».
    86 В тексте рассказывается о богатыре Переяславе, который в единоборстве с богатырем печенегов решил исход победы князя Владимира над печенегами. 85 «Судьба войны предается поединку у Володимира с печенегами».
    94 «... бе отрок сей родом угрин, именем Георгий, его же любяше вельми Борис, бе возложил на него гривну велику злату, в ней же предстояше ему». 95 «У Бориса, сына Влад<имира>, был отрок, коего Борис любя, взложил на него гривну велику злату, в ней же предстояше ему. (Отличн<ый> знак милости)».
    237 «В тож лето [1164] воста ересь Леонтианская. Епископ Леон... поча в Суздале учити не ясти мяс в господские праздники, ни на рождество господне, ни на крещение, аще случится в среду и в пяток. И бысть тяжа про то велика пред благоверным князем Андреем и пред всеми людьми и упрен бысть владыкою Феодором черниговским, и иде на поправление ко Царю-граду...»   «В 1164 при Андрее Юриевиче Боголюбском Лев, епископ суздальский, начал учить, что по воскресениям и праздникам не должно есть мясо. Сия ересь имела последователей, но Лев принужден был бежать в Царьград».
     

    Число сделанных Радищевым выписок из «Летописи Несторовой» значительно меньше, чем число помет, сделанных в экземпляре книги. Возможно, что их было сделано больше, но, вероятно, некоторые листы с этими выписками затем были утеряны. Таким образом, данный экземпляр книги «Летописи Несторовой» может служить весьма ценным дополнением к сохранившимся историческим выпискам Радищева.

    Данный экземпляр «Летописи Несторовой» удалось обнаружить в библиотеке Института русской литературы (Пушкинского Дома) Академии Наук СССР, в собрании M. H. Лонгинова (шифр Ло 58, 7). Большое собрание M. H. Лонгинова, состоящее из редких книг и рукописных сборников XVIII в., поступило вместе с его богатым личным архивом в Пушкинский Дом в первые годы советской власти. В этом собрании находится исключительной ценности список «Путешествия из Петербурга в Москву», относящийся к концу XVIII в. Список содержит в себе полный текст оды «Вольность» и неоконченной поэмы «Творение мира». M. H. Лонгинов изучал жизнь и творчество Радищева. Им была напечатана в журнале «Современник» за 1856 г. (VIII) статья «Алексей Михайлович Кутузов и Александр Николаевич Радищев». Лонгинов находился в переписке с биографом Радищева – сыном его Павлом Александровичем и посылал ему для ознакомления из своего собрания указанный список «Путешествия». В бумагах Лонгинова сохранилось благодарственное письмо по этому поводу П. А. Радищева от 12 ноября 1861 г., в котором П. А. Радищев пишет: «Милостивый государь, Михаил Николаевич, я подал сегодня на почту вашу рукопись, за которую вас премного благодарю» (архив M. H. Лонгинова, № 23263/CLXVII, б. 1). О том, когда и от кого приобрел Лонгинов данный экземпляр «Летописи Несторовой», сведений не сохранилось. Возможно, что он купил его у П. А. Радищева, который под конец жизни крайне нуждался в деньгах.

    II. «История Российская с самых древнейших времен неусыпными трудами через тридцать лет собранная и описанная покойным тайным советником и астраханским губернатором, Васильем Никитичем Татищевым. Книга первая. Часть первая. Напечатана при императорском Московском университете 1768 года». Часть первая содержит: 1–12 стр. ненумер. + + I–XXVIII + 1–224. Часть вторая. 1769, 1–4 стр. ненумер.+ + 225–600.

    III. То же, книга вторая, 1773.

    «Сочинения и переводы, к пользе и увеселению служащия, 1761 года. В Санктпетербурге при императорской Академии Наук». Радищев использовал для своих выписок в этом журнале статью академика Г. Ф. Миллера, озаглавленную «Краткое известие о начале Новгорода и о происхождении Российского народа, о новгородских князьях и знатнейших онаго города случаях». Статья эта печаталась в следующих книжках журнала: за июль, стр. 3–50; август, стр. 99–158; сентябрь, стр. 195 – 240; октябрь, стр. 291–223.

    Перечисленные книги Радищев читал и делал из них выписки, очевидно, также в начале 80-х годов.

    Частично Радищев использовал эти выписки в своей книге «Путешествие из Петербурга в Москву». В главе «Новгород» «Путешествия» имеется небольшая выписка, озаглавленная «Из летописи новогородской». Сопоставим некоторые места из нее с рукописью «К Российской истории».

    В «Путешествии» В «К Российской истории»
    «Новогородцы с великим Князем Ярославом Ярославичем вели войну, и заключили писменное примирение». «С Ярославом Ярославичем в<ели-ким> кн<язем> Н<овогородским> они сделали по войне письменное примирение, из коего видно, сколь мало они В<еликого> князя почитали».
    «Новогородцы сочинили писмо для защищения своих вольностей и утвердили оное пятидесятью осьмию печатьми». «Новгородцы сочинили письмо для защищения их вольностей и укрепили оное 58 печатми».

    Использование исторических выписок в «Путешествии из Петербурга в Москву» также свидетельствует о сравнительно раннем их происхождении, так как нам известно, что к 1789 г. «Путешествие» было уже закончено.

    «Опытом о законодавстве». Это не помешало Радищеву использовать свои выписки и в других произведениях. Поскольку «Опыт о законодавстве» был задуман как практическое руководство, его нельзя было строить умозрительно. Радищев, как видно из его выписок, решил учесть тот богатый опыт, который накопился за ряд столетий в практике Российского государства. Радищеву пришлось извлекать этот исторический опыт по крупицам из самых разнообразных источников. Выписки он делал не только из летописи Нестора и из трудов В. Н. Татищева и Г. Ф. Миллера. Одновременно он использовал и многие другие исторические документы: уложение и указы Алексея Михайловича, указы Петра I, Елизаветы, Петра III, «Наказ» и указы Екатерины II и проч.

    Характер использования исторических источников показывает принципиальный подход Радищева к событиям прошлого. Его интересуют в истории России главным образом те факты и явления, в которых отразилась активная роль русского народа в делах государственного управления. Будучи сам сторонником демократического строя, он и в истории ищет и находит подтверждение своих политических взглядов.

    Не пересказывая всего, приведем некоторые примеры. В. Н. Татищев приводит из не дошедшей до нас так называемой Иоакимовой летописи следующее сообщение: «Когда в Н<ово>город пришел Добрыня крестить, то там был вышний над жрецы славян Богомил, сладкоречия ради наречен Соловей, стр. 39 и на 40. Воробей посадник... бе вельми сладкоречив... иде на торжище и паче всех увеща».

    Сделав эту выписку из книги Татищева, Радищев от себя добавляет: «Из сего видно, что красноречие тогда было почитаемо и народныя собрания во употреблении». Фраза о народных собраниях подчеркнута самим Радищевым.

    В дальнейшем он всюду подчеркивает в своих выписках те факты, которые свидетельствуют, что в древности русский народ сам выбирал себе правителей. Вот выписка из летописи Нестора:

    «Отягченныя податми володимирцы говорили: мы есмо вольнии, а князей прияли к себе и крест целовали к нам на всем». Слово «мы», т. е. народ, опять подчеркнуто самим Радищевым.

    Или вот другой пример из «Истории Российской» Татищева:

    «По смерти Святополка киевляне выбрали в кн<язья> Вл<адимира> Всеволодовича».

    «Кн<язя> Всеволода н<ово>городцы, лиша правления, держали 2 месяца в заточении».

    «С Ярославом Ярославичем в<еликим> кн<язем> н<овгордским> они сделали по войне письменное примирение, из коего видно, сколь мало они в<еликого> кн<язя> почитали».

    Знакомство с летописными выписками Радищева показывает, что его идея соборной, народной власти, которую он пропагандировал в оде «Вольность» и «Опыте о законодавстве», опиралась на русские национальные источники. При изучении летописей Радищев приходил к убеждению, что природная вольность составляет отличительную черту характера русских. С этим фактором постоянно сталкивались древнерусские князья, его должны были учитывать также и новые законодатели.

    К Российской истории
    Варианты