• Приглашаем посетить наш сайт
    Андреев (andreev.lit-info.ru)
  • Опыт о законодавстве

    Опыт о законодавстве
    Варианты

    ОПЫТ О ЗАКОНОДАВСТВЕ

    Чем махина простее, чем менше в ней пружин, чем оныя прочнее и могут вернее и проворнее производить сходственныя с ея целию, великия и наилучшия действия, тем она совершеннее.

    Государство есть великая махина, коея цель есть блаженство граждан.

    Два рода пружин, кои оную приводят в движение, суть нравы и законы. Сии последние суть почти дополнение первых. Чем народ имеет нравы непорочнее, простее, совершеннее, тем менше он нужды имеет в законах. Но чем больше они повреждены и удаляются простоты, тем большую нужду имеет он в законах для возстановления рушившагося порядка.

    Мы не можем лучше делать наших размышлений о сей столь важной и столь достойной всего нашего внимания вещи, как разсуждая с достойными им благоговением и тщанием и со всевозможною по силам нашим точностию, сперва о предметах, потом о существе и совершенстве, о издателе, а наконец и о исполнении законов. Истинна и блаженство ближняго будут при оном наша единственная цель. Ни несчастная склонность, родившаяся в наши поврежденныя времена, к странным и страстям угождающим мнениям, ни опасное желание показать [[126 об.]] тщеславной и соблазняющей разум не удалят нас от оныя. Мы никогда не забудем, что единая добродетель заслуживает наше почтение и что простота бывает всегда верною сопутницею истины.

    О ПРЕДМЕТАХ ЗАКОНА

    Предметы закона суть: нравы, вера, вольность, имение и сохранность граждан.

    Цель закона состоит в том, чтобы нравы были непорочны, вера чиста и действительна, чтобы природная вольность была ненарушима, елико то дозволить может общее благо, чтобы имения были разделены справедливо, и граждане не могли б опасаться злобы и неправосудия; словом, чтобы каждой столько был благополучен, сколько то дозволит существо и совершенство целаго государства.

    Закон не может довольно стрещи нравы, кои суть наикрепчайшая подпора человеческого благополучия и гражданского общества. Но для сего потребно более обыкновеннаго благоразумие законодателя. Десница, его блаженство сотыкающая, должна сокрываться с величайшим тщанием, если не хочет потерять своея силы. Добродетель не может быть ни повеленная, ни принужденная. Она независима, и основала свой престол в [пробел в полстроки] коего человеческая власть коснутся не может. Она исчезла, ее уже нет, сколь скоро она принуждена быть.

    Наилучшие законодатели старалися действительнейшими учреждениями оную вселить в сердца граждан посредством мудрых учений и благоразумно устроенных упражнений. [[127]] Кажется, что они никакой труд о блаженстве своих государств не предпринимали с такою горячностью. Миной и Ликург думали, что без них пропадут все их старания в соделании храбрых и воинственных народов. И мы ныне думаем, что все старание о блаженстве народа будет тщетно, если во младенчестве граждан основание оного не положено будет на добродетели. И для того весьма нужно устремлять как народное, так и частное воспитание к возбуждению нравственных и гражданских добродетелей. Нас учат грамматике, наполняют головы наши словами и правилами, коих мы не понимаем. Нас мучат начальными правилами языков, а часто и наук, кои нам никогда полезны не будут. Я сего совсем не порочу. Но я бы хотел, чтобы нас учили быть послушливыми, смиренномудрыми, воздержными, веселыми, правосудными, великодушными, мужественными; чтобы изцеляли от наших предразсудков, и нас научали полагать нашим желаниям пределы, без коих ни мы щастливы не будем, ни дозволим другим быть счастливыми. Сии то по справедливости назвалися бы труды о нашем собственном благополучии и о блаженстве всего общества. Чрез сие государство было бы почти в половину управляемо и правитель онаго освобожден от трудных и часто плачевных работ. Сожалеет о государе, а не сожалеет о гражданах, когда он их угнетает. О гражданин вольнаго государства. [[127 об.]] Но если он толь великия выгоды получить желает, то он должен избрать мудрых и знающих людей, коим бы он таковое попечение препоручить мог. Он их должен награждать по мере их трудов, кои неописанны, и их искусства, коего гораздо более иметь надлежит, нежели как то себе обыкновенно представляют. Он их должен извлечь из презрения, коему они и их упражнение доселе были подвержены. Он должен их как людей, трудящихся с ним о блаженстве народа, сделать в глазах его столь почтенными, сколько то заслуги их требуют. Он наипаче тех должен награждать, кои их наставления более употребляют в ползу. Он особливо должен тем знаниям и наукам всеми мерами споспешествовать, кои непосредственными предметами имеют добродетель и нравы, и кои стремятся предупредить оных повреждение и злоупотребление. Тут имеет он счастливейший случай сделать множество хороших учреждений и достойных его мягкосердия и мудрости, кои со временем дадут прекраснейшие и благороднейшие плоды.

    Вера, будучи во всех ее частях и во всех ея действиях наипочтеннейшая вещь, которую человеческий разум себе только представить может, заслуживает наивеличайшее старание и ревность законодателя. [[128]]

    Законы во всех государствах, как то история повествует, издаваемы были повремянно, и по случившимся нуждам и обстоятельствам. Издатели оных были к тому побуждаемы разными причинами или страстями. От того во всех, а особливо в единовластных правлениях, часто бывали они противоречущи. 1 С течением времени столь становились они обширны, что редко находилися люди, коим бы они все были известны; малое число понимало их прямый смысл, а большая часть людей обращали их произвольными толкованиями в свою пользу. Сие побудило делать из законов выписки, извлекая оных единый смысл, дабы всем упражняющимся в законоучении подать способ единообразное иметь понятие о том, что право, и о том, что закону преступно. [128 об.]

    Таковыя выписки из римских законов сделаны при упадке Римской империи по повелению императора Юстиниана. 2 Таковые нужно бы иметь и везде. Но Юстиниан сим доволен не был. Он повелел сделать из них кратчайшую выписку, расположа ея по материям, порядком наилутшим тогда признанным. Начальныя основания или так называемые институты римских прав служили и ныне во многих местах служат примером к расположению порядка в законоучении.

    Англия, в новые времена прославившаяся своим законоположением по возможности общественнаго сожития, стремящимся к сохранению естественных человека прав, коих стечение составляет естественную его свободу, получила свои законы не обнародованием какого либо уложения, но повремянно. К блаженству ея возник в сердцах ея сограждан дух вольности от стеснения меры превосходящего. Поставив себе первым предметом блаженнаго общежития [[129]] вольность деяний, все обращало на его подкрепление, и сие составило наконец собрание законов, коим разсудок дивится, а человеколюбие радуется. Но дабы в обширных и многочисленных изветах верховныя власти пронырство не находило случая лукавствовать, многие деланы выписки из английских законов. Наконец судья Блекстон расположил их естественным по существу их порядком, издал свои толкования английских законов, которые ныне классическою в английском законоучении почитаются книгою.

    Но важнейшия может быть дела отвратили ее до сих пор от того внимание.

    Не тщася здесь последовать за Юстинианом, ни намеряяся [[139 об.]] сравниться с Блекстоном,3 желаем мы извлечь по разумению нашему смысл до селе изданных в России законов, расположа их естественным порядком, коему Блекстон последовал.

    В России закон назваться может извет воли самодержавной. Поелику оный относится ко всем, может назваться законом; относяся же к частному или единственному положению, законом признан быть не может, ибо изъятие из закона общего служит только на тот случай, на которой сделано, и не может быть примером толкования его впредь.

    Мы, следуя Блекстону, скажем: все законы относятся к тому, что право, или что делать позволяется, и к тому, что не право, или что делать запрещается. Право, или должное, относяся к человеку, назваться может правом личным, относяся к вещи, называется правом вещественным. Неправо, или оскорбление права единственнаго, есть обида гражданская, оскорбление права общего есть злодеяние. [[130]]

    И так законы определяют: 4

    1-е. Права личныя и как они приобретаются и теряются.

    2-е. Права вещественныя и как они приобретаются и теряются.

    3-е. Обиды гражданския или преступления частныя и средства законныя на их исправление.

    4-е. Преступления общия или злодеяния и законныя средства, как их предварять или наказывать.

    В России находим два члена общества: государь и народ. Права перваго, поелику он уже царствует, произтекают от его власти, и определяются его волею.

    Права второго основание свое имеют в дозволении перваго.

    Говоря о праве личном государя, мы не будем разыскивать основания самодержавной власти, в законе основанной; ибо закон есть воля самодержавная и власть его разширенная и стесняться будет по его воле. Мы возрим царя, на престоле седящего, и скажем нечто о праве государя и о его обязанностях.

    В России народ разделяется на три главных состояния: духовенство, воинство и гражданство.

    Духовенство есть двойное, белое и черное, или монашество. Воинство сухопутное и морское.

    Гражданство на многие звания разделяется. 1-е дворянство. 2-е купечество, мещанство и цехи. 3-е дворцовые и государственные крестьяне и другие в ведомстве экономии директора находящиеся. 4-е крепостные. 5-е вольные или [нрзб.] люди. [[130 об.]]

    Разсматривая членов общества, находим их в разных отношениях одного к другому. Найдем рабов и господ, мужа и жену, детей и родителей, опекунов и под опекою состоящих.

    Говоря о праве вещественном, разделим его на право имений движимых вещей и на право имений вещей недвижимых, и законное тех и других приобретение.

    роды по естественному их расположению и определенныя за то наказания.

    Предпринимая столь многотрудное дело, в разсуждении непроложеннаго пути, признать должно, что не надеемся совершенно достигнуть предполагаемой цели. Способы к тому малы и недостаточны. Блажен, если иногда угадав, чтобы утвердительно сказать было должно, и если отведу хотя единаго благомыслящего судию от погрешности. [[132]]

    1

    Человек, происходя на свет, есть равен во всем другому. Немощен, наг, алчущ, жаждущ; первое откуда его стремление или естественная есть обязанность искати своего пропитания и сохранения; первое его право есть употребление вещей, нужных на удовлетворение его недостатков. Сие данное нам природою право никогда истребиться не может, потому что основано на необходимой нужде. Если забудем его на мгновение, то разрушение наше есть неизбежно. Се основание закона естественнаго.

    2

    Закон положительный не истребляет, не долженствует истряблять и немощен всегда истребить закона естественнаго; но дабы права единственныя не стекалися к единому предлогу, распри не решалися бы кровопролитием, и человек мог бы невозбранное иметь вещей употребление, он сложил с себя неограниченную в употреблении сем власть, природой ему данную, стал пользоваться мирно частию, пользовавшись сперва целым, но спорно, но во брани; поставил общую власть над властию частною и сделался гражданином. [[132 об.]]

    3

    Собрание граждан именуется народом; соборная народа власть есть власть первоначальная, а потому власть вышшая, единая, состав общества основати или разрушить могущая.5

    4

    Употребление народу самому своея власти в малом обществе есть трудно, а в большом невозможно. Сие вверяет народ единому или многим с разными преимуществами или пределами для общей пользы. Худое власти народной употребление есть преступление величайшее, но судить о нем может только народ в соборном своем лице.

    5

    Употребитель народной власти дает законы. Закон есть предписание вышшия власти для последования единственнаго; ибо соборному деянию народа власть народом постановленная, хотя всего превыше, не может назначить ни пути, ни предела. Предписание же закона положительнаго не иное что быть должно, как безбедное употребление прав естественных.

    6

    Все законы положительные имеют предметом право и не право.

    7

    Право, или должное, есть то, что закон предписует к исполнению или что дозволяет. Не право, или обида, [[133]] есть то, что закон делать запрещает.

    8

    Право относится или к самому человеку и назваться может правом личным или к вещам, вне его находящимся, которые в его власти быть могут, и называется правом вещественным.

    9

    Оскорбление или [(обида частная)] есть нарушение права единственнаго, и суть обиды гражданския, или нарушение права общаго и суть преступления.

    10

    Итак, все законы учреждают: 1-е или права личныя и как оныя приобретаются и уничтожаются. 2-е или права вещественныя и как оные приобретаются и уничтожаются. 3-е или преступления частныя, то есть обиды гражданския, и средства, кои закон употребляет на их исправления. 4-е или преступления общия, то есть злодеяния, и средства законныя оныя предварять и за оныя наказывать. [[133 об.]]

    КНИГА ПЕРВАЯ

    О ПРАВЕ ЛИЦ

    1

    Закон разделяет лицы на естественныя и узаконенныя.

    2

    Естественныя суть те, коих природа сама ознаменовала единственность.

    3

    Узаконенныя суть те, коих единственность определяется законом или учреждением частным, как то торговое или ученое общество, монастырь, воспитательный дом и пр.

    4

    Права лиц суть единственныя или относительныя.

    5

    Права единственныя суть те, кои принадлежат собственно и особо каждому человеку, в единственном его положении без всякаго отношения.

    6

    Права относительныя суть те, кои человек имеет яко член общества, и происходят из разных положений, в коих члены онаго находятся один в разсуждении другаго. [[134]]


    О ПРАВЕ ЕДИНСТВЕННОМ

    1

    Права единственныя имеем мы от природы, закон определяет безбедное только оных употребление.

    2

    Права единственныя суть: 1-е сохранность личная, 2-е личная вольность. Сии оба права имеют свое начало в естественном человека положении. 3-е собственность, которая первым положительным законом почесться может.

    3

    I. Сохранность личная состоит в невозбранном употреблении своея жизни, здравия, членов и добраго своего имени.

    4

    Никто да не убиет гражданина. Для общия токмо пользы может вышшая власть отьяти у него живот.

    5

    Никто да не причинит болезни гражданину, никто да не лишит его члена; ибо он нужен быть может обществу и себе.

    6

    Никто да не дерзнет безвозмездно бранить, поносить или безчестить гражданина. Закон налагает за то пеню. [[134 об.]]

    86

    II. Вольность личная состоит: 1-е в равенстве всех граждан. 2-е никто без суда да ненакажется. 3-е взятый под караул и три дни недопрашиван берется в совестном суде,7 по требованию его.

    9

    1-е. Равенство граждан состоит в равной зависимости от закона, то есть, что все чины в государстве должны деяния свои располагать по предписанию закона, и соделавый преступление, да неизбавится определеннаго законом наказания, разве по воле законодательныя власти; ибо всякое изъятие общаго закона есть частное и временное законоположение.

    10

    2-е. Дабы различный в государстве вла<дельцы> не могли поступать самопроизвольно, закон защищает всех и каждаго и никто без суда наказан быть не может и каждый судится равными себе гражданами.

    11

    3-е. Учреждением совестного суда положена преграда насильственному и незаконному заточению. Требование содержащагося под стражею и три дни недопрашиваннаго предает его совестному суду. Мягкосердый [[135]] законоположник мнил: когда три дни протечь могут и дело содержащагося не коснется, то дело или нестоль важно, или же задержание его под караулом не столь нужно, или и совсем несправедливо. И для того возхотел, чтобы не строгость тут действовала, но человеколюбие.

    12

    Из сего следует: если совестной суд право имеет извлечь содержащагося под стражею в присутственном месте, то кольми паче долженствует принять под свою защиту содержащагося в заточении у частных людей и требующих его помощи. Следует, что задержанный под стражею и совестным судом освобожденный может бить челом на задержавшаго его в насильстве.

    13

    III. Право собственности состоит в невозбранном и полезном употреблении своего имения. Сие право не есть всеобщее в России. Тот, кто оное имеет, располагает имением своим по своему произволению, но если употребление онаго безразсудно, то отъемлется у него право употребления; собственность же не теряется никогда.

    Отделение второе
    О ПРАВЕ ОТНОСИТЕЛЬНОМ

    Глава I
    О государе
    8

    1

    Права относительныя личиыя суть те, кои произтекают из разных положений членов общества.

    2

    3

    Государь есть самодержавный. Он заключает в себе законодательную, судейскую и исполнительную власти. Все другия власти в государстве суть удел власти самодержавныя; то есть государь есть источник всякия государственныя и гражданския власти. [[136]]

    4

    Но из сего следует, что государь может все делать по своему произволу, но то, что начинает, не имея хотя деяниям своим положительных правил, должен творить в пользу общую, ибо какой предлог самодержавнаго правления? не тот, чтобы у людей отнять естественную вольность: но чтобы действия их направить к получению большего ото всех добра.

    5

    И так не государь, но закон может у гражданина отъяти имение, честь, вольность или жизнь. Отъявый единое из сих прав у гражданина, государь нарушает первоначальное условие и теряет, имея скиптр в руках, право ко престолу.

    Глава вторая
    О правах государя

    1

    Права государя относятся или ко власти: 1-е законодательной, 2-е к судейской или 3-е к исполнительной.

    2

    I. Право власти законодательной состоит: 1-ое в издании новых общих и частных узаконений, 2-е в учреждении судебных мест, 3-е в избавлении от предписаннаго законами наказания. [[136 об.]]

    3

    Можно сказать, что в употреблении законодательныя власти воля государя в России есть неограничена ни малейшею преградою, ибо яко первейший судия, он судит по правилам, яко исполнитель первенственный, он исполняет только решение свое, на законе основанное, но, издавая закон новый, следует он единому только расположению своих мыслей, и власть его распространяется на все предлоги общественнаго правления. Единая преграда может только произойти тогда, когда возмнит велеть или запретить невозможное. И се глаголет российская законоположница: закон не происходит единственно от власти. Вещи между добрыми и злыми средния по естеству своему не подлежат законам, следовательно и власти.

    4

    Законы издает государь сам, и объявляет их непосредственно сам манифестами или чрез какое судебное место, давая указ на его имя. Дает преимущества и их отьемлет. [[137]]

    79

    Законодательная государя власть равно простирается на духовныя, гражданския и военныя установления.

    8

    Законодательная государя власть разделяет государство на области, округи и пр., учреждает новыя правительства, уничтожает прежния.

    9

    Впадший в преступление подвергается непременно наказанию; власть законоположника изъемлет его из руки мщения я дает ему свободу. [[137 об.]]

    10

    II. Яко первый судия, он отменяет решение всех присутственных мест и приемлет приносимыя в неправильном решении жалобы, но только тогда, когда уже дело все суды прошло постепенно. Запрещение подавать челобитныя 10 издано вельможами, а не государем.

    11

    Яко первый судия, он судит о заслугах и награждает по мере оных.

    12

    Яко первый судия, разсматривает народныя надобности, определяет себе наследника. Указ Петра I 1722, февр. 5. 11 Открывает торги, определяет, каким быть деньгам, распоряжает государственными доходами.

    13

    III. Яко исполнитель закона, он печется о благоустройстве внутреннем и внешнем.

    14

    Он объявляет войну и заключает мир. [[138]]


    О обязанностях государя

    1

    Понеже государь соединяет в себе все власти, то обязанность его будет относиться:

    1-е на учреждение законов, стремящихся единственно ко благу общему и частному, 2-е стараться, чтобы суд был по законам, 3-е и чтобы законы не оставалися без исполнения.

    2

    Се източник должностей государя: Ласкатели по все дни всем земным обладателям говорят, что народы их для них сотворены. Однакож мы думаем и за славу себе вменяем сказать, что мы сотворены для нашего народа. Тако рекла российская законоположница.

    3

    И так, обязанность государя столь же велика есть, как и его власть. [[139]]

    Глава пятая 12
    О доходах государственных

    Окладныя и неокладные

    О Винной откуп.

    H Таможенной сбор всех родов.

    H Соляная продажа.

    H Продажа ревеня.

    О Подушной сбор, фураж и пр.

    О Почтовыя деньги.

    H Конфискация.

    О Доходы дворцовыя.

    О Экономическия.

    H Гербовая бумага.

    H Пошлинныя в судах и пр. деньги.

    H С писем на почте.

    H За пропечатание в газетах.

    H За повышение в чинах. [[149]]

    Глава шестая
    О народе

    1

    Народ составлен из родившихся гражданами, из сделавшихся гражданами и из чужестранных.

    2

    Народ разделяется на три главныя состояния, из коих каждое имеет особые положения, до сана их относящиеся.

    3

    Первое есть духовенство, второе воинство, третие гражданство.

    Глава седьмая

    О духовенстве

    1

    Духовенство разделяется на белое и на чернецов.

    2

    Белое суть попы, протопопы, дьяконы и пр.

    3

    Чернецы суть митрополиты, архиепископы, епископы, архимандриты, игумены, иеромонахи. [[150]]

    Глава осьмая
    О чинах духовных

    О духовных судах. [151]

    Глава XI 13
    О гражданстве

    1

    Гражданство разделяется на многия состояния людей: 1. На дворянство. 2. Купечество, мещанство и цеховых. 4. На вольных людей. 5. На однодворцев. 6. На пахотных солдат и всяких прежних служеб служивые люди. 7. На крестившихся иноверцев. 8. На черносошных или государственных крестьян. 9. На крестьян дворцовых. 10. На дворовых людей. 11. На помещичьих крестьян. 12. На детей приказных людей. 13. На ямщиков. 14. На економических. 15. На прочих, состоящих временно в [коронном] управлении. [[151 об.]]


    О дворянстве

    1

    Дворянство имеет разныя права, которыя люди другого состояния иметь не могут, яко то иметь деревни и крестьян.

    Будучи в нижних военных чинах, не быть биту палками, из службы выходить по желанию, носить шпагу и пр.

    Как приобретается дворянство, как уничтожается.

    Кто пользуется правом дворянским. [[142]]

    Член I. О дворянстве вообще

    1

    Дворянство есть нарицание в чести, различающее от прочих тех, кои оным украшены.

    2

    Дворяне имеют различныя наименования, как то князья, то есть потомки бывших удельных в России князей, потомки царей и князей татарских орд, жалованныя князья Российской и Римской империи. Графы; как тем, так и другим придается наименование сиятельства, а имперским князьям светлости. Бароны, что в России означает поступившего из купечества в дворянское достоинство за заслуги. Дворяне. Сим двум последним особливаго нарицания не придается, а все четыре рода щитаются на равне и по названию своему преимущества один пред другим не имеют. [142 об.]

    Член II. О преимуществах дворянскаго звания

    1

    Иметь свободной вход ко двору преимущественно пред другаго звания людьми.

    2

    Иметь герб.

    3

    Не платить никаких податей личных.

    4

    Торговать продуктами своих земель.

    5

    Продолжать службу как в России, так и в протчих союзных державах.

    6

    Отставку брать по желанию и при отставке получать чин.

    7

    Из отставки быть приняту в службу, из военной в статскую, а из статской в военную по разсмотрению.

    8

    Выезжать из государства с пашпортами из иностранной коллегии.

    9

    Кто служил в чужестранной службе, того принимать в российскую.

    10

    В службу записывать в гвардию и другие полки, а в гарнизоны не записывать. [[144]]

    11

    12

    Служившим унтер-офицерам и не служившим за болезнию получать офицерские чины.

    13

    В секретари не из шляхетства не определять, разве кто знатное какое дело покажет.

    14

    Иметь крестьян и деревни.

    15

    Состоящих в унтер-офицерском чине палками не бить.

    16

    Кареты иметь позолоченныя и хотя не имеющий офицерскаго чина, но 50 лет, так и женам дворянским ездить в каретах.

    17

    Носить шпаги.

    18

    Никто, разве государь может лишить дворянскаго достоинства.

    19

    Быть избрану в земские суды.

    20

    Судимым быть где. [[141 об.]]

    1

    Дослужившиеся не из дворян до обер-офицерства в воинской службе суть дворяне и дети их, родившиеся в обер-офицерстве. А из тех, кои родились прежде, если отец будет бить челом, давать дворянство только одному, о коем отец просить будет. Гражданская и придворная служба сего титла не дает, также дослужившимся по мастерствам.

    2

    Дослужившимся не из шляхетства в секретари давать шляхетство, как и в военной службе, кто в прапорщики пожалован.

    3

    Из сего следует, что переименованный из статской в военную службу прапорщиком не есть дворянин.

    4

    Также получившие штаб-офицерские чины, не из дворян, но не достигшие оных в службе, не суть дворяне и не долженствуют пользоваться их правом.

    5

    6

    Приобретаются именным указом диплом дворян<ами> другаго государства. [[147]]

    Член IV. Как уничтожается дворянское звание и о поступках оному противных

    1

    За преступления бывшие на площади наказаны или хотя только обнажены лишаются имеющаго титла и ранга.

    2

    Следует, если кто тайно наказан, тот не лишается.

    3

    4

    Лишать дворянства никого не можно, кроме того, который сам себя лишил онаго, своими основания его достоинства противными поступками и сделался чрез то звания своего недостойным.

    5

    Лишается по конфирмации государя.

    6

    Презирать всех, службы не имеющих и живущих в лености и празности, и тако детей своих воспитывающих, и в публичныя собрания не пускать.

    7

    Знатность и достоинство чина часто тем умаляется, когда [нрзб

    Член V. О пользующихся дворянскими преимуществами

    1

    Они относятся или к внешней отличности сим правом пользуются: 1. оренбургскаго магистрата бургомистры и ратсгеры, имея действительно честь шляхетскую по смерть. 2. Иноземцы могут носить шпаги. 3. Магистратские члены русские и иноземцы носят шпаги и сабли. 4. Сенатские канцеляристы. 5. Выбранные в магистраты по учреждению имеют чины зауряд. 6. Чины Академии художеств и воспитанники кадетскаго корпуса, воспитательных училищ, положены в классы. [[148 об.]]

    2

    К личной сохранности. Быть судимым, имеющим офицерские чины, в вышних только судах штатских, а военных равными ему.

    3

    К роду имения. 1. Имеющим фабрики и заводы покупать деревни. О сем указ новейший запретительной. 2. Имеющим чины, кои возводят в дворянское достоинство, покупают деревни. [[157]]


    О ПРАВЕ ВЕЩЕСТВЕННОМ ИЛИ О СОБСТВЕННОСТИ

    1

    Право собственности или имения простираются на все вещи, кои могут быть в нашем владении. И тут разумеются все недвижимыя и движимыя имения, или неосязаемыя и сии суть право собственности, от владения осязаемыя вещи зависящее.

    2

    Сии вещи суть осязаемыя. [[157 об.]]

    Отделение первое

    1

    Сии суть права, от имения вещи зависящия и без оныя существовать не могущия: яко то

    2

    Привилегии, как то в доме варить и продавать пиво, увольнение от полицейских должностей.

    NB. Право выбора в суд, на коим есть ли право личное или право вещественное неосязаемое.

    3

    Сии права приобретаются с имением вещи. [[155]]


    ОБ ОБИДАХ, ОСКОРБЛЕНИЯХ ЧАСТНЫХ

    [1]

    Обиды частныя суть нарушение гражданских или частных прав, принадлежащих частным людям в частном их отношении.

    2

    Для возстановления нарушенных прав учреждены правительства, коих долг есть удовлетворять за обиды узаконенным порядком.

    3

    Обиды удовлетворяются: 1. Единственным действием тяжущихся. 2. Решением совестнаго суда. 3. Судом по форме. [[155 об.]]


    О УДОВЛЕТВОРЕНИИ ОБИД ДЕЙСТВИЕМ ЕДИНСТВЕННЫМ ТЯЖУЩИХСЯ

    1

    Сие удовлетворение бывает двояко: 1. Действием обиженного. 2. Общим действием обиженного и обидевшего. [[152]]

    Глава III 14
    О разных родах частных оскорблений или об обидах и каким образом каждая обида удовлетворяется

    1

    2

    Средство, которое употребляют для возстановления своего права, есть челобитье.

    3

    Челобитьи суть разныя. [[119]]

    Отделение третье 15 О судах вообще

    1

    2

    Судебныя места суть разнаго свойства. Иныя судят, другия исполняют решения, иныя дают суд, другия разсматривают дела по аппеляции.

    3

    Разсмотрим: 1. Разные роды судебных мест. 2. Куда какое дело принадлежит для разбирательства. 3. Разные роды частных оскорблений. 4. Каким образом нарушенное право возстанавливается или о судопроизводстве. [[119 об.]]

    Глава I
    О судебных местах

    1

    2

    Каждыя имеют свои законы. [[]]

    Член I. О духовных правительствах 16 [[]]

    Примечания

    «Опыт о законодавстве» печатается по автографу Радищева, хранящемуся в Ленинградском отделении Института истории Академии Наук СССР, в собрании Воронцова, № 398. Первоначально был опубликован Д. С. Бабкиным в книге: А. Н. Радищев. Избранные сочинения. М.–Л., 1949, стр. 613–636.

    «О внутреннем правлении России. Том I».

    Все бумаги, входящие в том, принадлежали начальнику и покровителю Радищева гр. Александру Романовичу Воронцову (1741–1805). Почти одна треть из них представляет собой автографы Радищева. Другие бумаги тома в большинстве случаев касаются тех же вопросов, которые затронуты в «Опыте о законодавстве». Эти бумаги, несомненно, находились одно время у Радищева, так как некоторые из них он использовал в своем труде. Для характеристики состояния России в XVIII в., а также и для изучения рукописей Радищева они дают ценные сведения. Поэтому здесь предлагается краткий обзор этого тома.

    Лл. 1–2. Чистые.

    Лл. 3–34. «Проект графа А. И. Остермана о приведении в благосостояние России». 1741 г. Черновая рукопись перевода с немецкого языка. Перевод сделан, судя по почерку, братом Радищева – Моисеем Николаевичем.

    Лл. 35–38. Чистые.

    –42. «Записи для памяти гр. А. И. Остермана». Перевод с немецкого, сделанный также, судя по почерку, M. H. Радищевым.

    Лл. 43–51. Чистые.

    Лл. 52–73. Рукопись Радищева [«Записка о податях Петербургской губернии»]. Небольшой отрывок из этой рукописи, лл. 117–118, переплетен далее в этом же томе.

    Лл. 74–76. Отрывок рукописи Радищева, озаглавленный «Правило законоучения», написан на бумаге, имеющей водяные знаки 1789 г.

    Л. 77. Чистый.

    –82. «К российской истории». Выписки Радищева из древнерусских летописей.

    Лл. 83–90. Разные наброски Радищева к работе о законодательстве; среди них листы 84, 86, 88 чистые.

    Лл. 91–94. Рукопись, озаглавленная «Торговыя узаконения».

    Лл. 95–106. Рукопись Радищева «О добродетелях и награждениях».

    Лл. 107–116. Рукопись Радищева «О земледелии Петербургской губернии».

    –118. Отрывок рукописи Радищева «О подушном сборе» (см. лл. 52–73 этого тома).

    Л. 119–120. Рукопись Радищева, набросок главы к «Опыту о законодавстве», озаглавленный «Отделение третие. О судах вообще». На листе стоит порядковый номер 33, поставленный самим Радищевым, на основании чего определяется место этого наброска в составе рукописи «Опыта о законодавстве».

    Лл. 121–124. Проект о расширении состава кабинета министров при императрице Анне. Рукопись неизвестного, написанная почерком и слогом 40-х годов XVIII в. На верху рукописи имеется позднейшая карандашная помета: «О кабинете министров».

    Л. 125. Чистый. Бумага имеет водяной знак 1825 г. Это свидетельствует о том, что бумаги данного тома долгое время после смерти А. Р. Воронцова (ум. 2 декабря 1805 г.) находились без переплета. Точно такая же бумага с водяным знаком 1825 г. поставлена на оба форзаца тома, что свидетельствует о том, что переплет был сделан не ранее указанной на бумаге даты.

    Лл. 126–157. Рукопись Радищева «Опыт о законодавстве». В двух местах в рукопись ошибочно подшиты отрывки из других работ Радищева; лл. 140–141 содержат отрывок, озаглавленный «Торговля»; лл. 153–154 попали сюда из рукописи Радищева «Описание С. -Петербургской губернии». Кроме того, как уже было отмечено выше, к «Опыту о законодавстве» относится отрывок «О судах вообще», переплетенный ранее в этом же томе (лл. 119–120). Вообще порядок расположения глав «Опыта» в томе нарушен (возможно, переплетчиком), и мы восстанавливаем его здесь согласно нумерации листов, сделанной самим Радищевым, и частично по содержанию. Л. 126, содержащий начало предисловия к «Опыту», имеет в верхнем правом углу помету рукой Радищева: «Лист 1». Дальнейшие листы имеют новую нумерацию, сделанную также рукой Радищева, обозначенную двойным шифром: вверху слева поставлены арабские цифры, а внизу листов поставлена буква «К». Таким способом пронумеровано шесть листов, считая по четыре страницы в каждом (лл. 128–139). На листе, содержащем главу XII «О дворянстве вообще», Радищев сделал помету: «К 7 листу в книгу I. Отделение II».

    Лл. 159–160. Разрозненные заметки Радищева: 1) начало: «Душа сия на мощное чувствование произведенная»; 2) начало: «Монтескию и Руссо с умствованием много вреда сделали»; 3) начало: «Кажется, что понятие о праве возродилося в общественном положении человека». Первые две из них, судя по содержанию, относятся к статье Радищева «О добродетелях и награждениях». Третья заметка имеет прямое отношение к «Опыту о законодавстве».

    Лл. 161–168. «О новом способе взимания податей». Рукопись представляет собой проект сенатского доклада императрице, помеченного 1768 г.

    Л. 169. Копия докладной записки князя Цицианова по вопросу межевания земель. Документ датирован 1 ноября 1762 г.

    Лл. 170–177. Копия разных докладных записок по вопросам межевания земель, также относящихся к 60-м годам XVIII в.

    –181. «О колодниках». Доклад Московского департамента Сенату о лицах, содержащихся в тюрьмах, и о трудностях пересылки их в Сибирь. Копия. Документ датирован 24 декабря 1764 г.

    Лл. 182–192. Проект об организации кадетских корпусов. Копия. Документ датирован маем 1761 г.

    Л. 193. Чистый.

    Лл. 194–195. Предложение в Сенат об определении начальника нерчинскими заводами. Копия. Документ датирован 12 декабря 1761 г.

    Лл. 196–199. «О переменах в Сенате». Проект неизвестного. Документ не датирован.

    –235. Записки неизвестного автора о России, на французском языке. Копия. Бумага датирована 15 июля 1766 г.

    Лл. 236–237. Докладная записка «О ревизион-коллегии». Черновая рукопись неизвестного лица. Без даты.

    Лл. 238–240. «Мнение графа Романа Ларионовича Воронцова о сибирском винокурении». Отпуск с авторскими поправками. Без даты.

    Лл. 241–244. Чистые.

    Лл. 245–252. «О разборе [т. е. разделении] российского дворянства» на родовых и «дослужившихся». Мнения сенатора гр. Р. Л. Воронцова и сенатора гр. Петра Ивановича Панина, представленные в 1768 г. в Комиссию сочинения проекта нового уложения. Копии.

    –254. Перечень указов, изданных с 1682 по 1768 г. о российских дворянских родах. Справка сделана в герольдмейстерской конторе, очевидно, специально для Радищева, так как многие места из справки вошли в «Опыт о законодавстве».

    Л. 255. Чистый.

    Лл. 256–257. О вывозе хлеба из России в Лифляндию. Мнение сенатора графа Р. Л. Воронцова. 1762 г. Отпуск.

    Лл. 258–281. О водных сообщениях в России. Выписка из предложений по данному вопросу генерал-поручика Сиверса, 1778 г., и доклад Сената по этому вопросу на имя императрицы.

    Лл. 282–291. «О переменах в Лифляндии». Доклад генерал-губернатора Е. Броуна. Перевод с немецкого. Бумага не датирована, но, судя по содержанию, относится к 1780-м годам.

    –293. Чистые.

    Лл. 294. «Экстракт о казенной в Сибирской губернии пашне». Документ 1761 г.

    Л. 295. Чистый.

    Лл. 296–304. Отпуск записки по случаю предполагаемого генерального размежевания земель в губерниях Саратовской и Симбирской.

    Лл. 305–312. «О десятилетней давности» по имущественным тяжбам в судах. Отзыв на указ Екатерины II по этому вопросу от 5 июля 1787 г.

    в 1789 или начале 1790 г.

    Лл. 313–318. Беловая рукопись неизвестного «О имениях, доставшихся после умерших законным наследникам, состоящим в разных губерниях». Без даты.

    Лл. 319–343. «Письмо от олонецкого губернатора Державина и к нему ответ [гр. А. Р. Воронцова] относительно до разделу земли между государственными крестьянами». 1785 г. К письмам приложена докладная записка о разделе земель.

    Лл. 344–347. «Способы к сохранению в целости казны». Рукопись неизвестного. Без даты.

    Лл. 348–358. Проект о народных училищах. Копия.

    Лл. 360–370. Отзыв неизвестного лица об «австрийском плане о гимназиях и университетах в рассуждении Российской империи». Рукопись не датирована.

    Лл. 371. Чистый.

    Лл. 372–377. Письмо Матвея Спиридова к графу А. Р. Воронцову об устройстве дорог в России. 1787 г.

    Лл. 378–379. Чистые.

    –381. «Примечание о пересылке на почте вещей за границу». Рукопись неизвестного. Без даты.

    Лл. 382–385. Доклад Сената «О вспоможении городу Твери», пострадавшему от пожара. Копия.

    Л. 386. Чистый.

    Лл. 387–430. Материалы об организации «Мещанского общества». Переписка за 1786 г. и проект устава. Перевод с немецкого. Черновая рукопись переводчика.

    Л. 431. Обращение И. И. Бецкого к Екатерине II об утверждении дополнения к плану организации Воспитательного сиротского дома. Печатное. Без даты.

    –435. «Политический взгляд на Россию». Рукопись неизвестного на французском языке. Без даты.

    Лл. 436–444. «Примечания статского советника [Ивана] Герарда над различными проектами строения Ревельской военной гавани 1792 года». Копия.

    Л. 445. Чистый.

    Лл. 446–448. Отношение «Экономии директора» в «Новоучрежденную Курскую новодворческую приказную контору». 25 сентября 1782 г. Копия.

    Л. 449. Чистый.

    –456. «Мнение о должности обер-церемониймейстера, церемониймейстера и их департаменте». Копия. Бумага не датирована.

    Л. 457. Чистый.

    Лл. 458–461. «Мнение Комиссии о Санкт-Петербургском строении членов Николая Муравьева и Николая Чичерина». Копия. Документ не датирован.

    Лл. 462–467. «От Комиссии Санкт-Петербургского строения. Всеподданнейший доклад». 10 декабря 1765 г. Копия.

    Лл. 468–475. «О правах дворянства и ливреях для прислуги». Рассуждение неизвестного автора на французском языке. Копия Бумага не датирована.

    –489. Доклад Екатерине II московского генерал-губернатора князя M. H. Волконского «О недостатках государственного правления и о устранении таковых». 9 февраля 1775 г. Дата и подпись на документе сделаны рукой князя M. H. Волконского. Содержание доклада разделено на следующие три раздела: «1) Какое положение было до 1700-го года, то есть до начала реформы Петром Первым; 2) какое при Петре Первом положение сделано; 3) какое ныне настоит».

    Лл. 490–505. Приложение к вышеназванному докладу кн. M. H. Волконского, озаглавленное «Выписка [об] открывшихся казусах с учреждения наместничеств».

    Лл. 506–535. «Рапорт наместнического правления о изменении течения дел» в государственных учреждениях, адресованный генерал-губернатору Орловского и Курского наместничества Ф. Н. Кличке. Ноябрь 1784 г. Копия.

    Рукопись «Опыт о законодавстве» не датирована. Приведем косвенные данные, которые помогут ориентировочно определить время ее написания. Рукопись написана на бумаге разных сортов. Первые ее листы имеют водяные знаки 1782 г., бумага одного из последних набросков имеет водяной знак 1789 г. Водяные знаки на бумаге могут служить первым ориентиром, показывающим, что начало рукописи положено не ранее 1782 г. и что работа над данным произведением продолжалась еще в 1789 г.

    В рукописи имеется определенное указание о том, что Радищев работал над ней в царствование Екатерины II. В главе «О предметах закона» он называет Екатерину царствующей: «Сему [т. е. изданию Уложения законов], – пишет он, – намерена была пособить ныне царствующая императрица...».

    «Опытом о законодавстве» с 1782 по 1790 г., параллельно с написанием «Путешествия из Петербурга в Москву». Происшедший в июне 1790 г. арест его, а затем ссылка в Сибирь не позволяют утверждать, что он работал над рукописью в последние годы царствования Екатерины II. Сложность работы заключалась в том, что Радищеву приходилось постоянно обращаться за всякого рода историческими и юридическими материалами в архив Сената и в различные коллегии, не говоря уже о широком пользовании печатными источниками. Таких материалов в Илимске, естественно, быть не могло. Известно, что А. Р. Воронцов кое-какие книги посылал Радищеву в Илимск, но из их переписки не видно, чтобы такие материалы для «Опыта о законодавстве» посылались Радищеву.

    Ссылка Радищева в Сибирь, очевидно, явилась причиной того, что «Опыт о законодавстве» остался незаконченным.

    Публикуемая рукопись представляет собой лишь первоначальную редакцию текста. Она разделена на четыре основных части:

    1. [Введение]. О предметах закона.

    2. Книга первая. О праве лиц.

    4. Книга третья. Об обидах, оскорблениях частных.

    Из этих частей наиболее полно разработаны первые две. Что касается второй и третьей книг, то они набросаны весьма схематично.

    Общий круг вопросов, подлежавших рассмотрению в «Опыте», Радищев сам очертил в предисловии. Будем рассуждать, пишет он, «сперва о предметах, потом о существе и совершенстве, о издателе, а наконец и о исполнении законов» (разрядка наша). 

    Юридические трактаты Радищева расчленяются во времени на две части: первая включает произведения, написанные в период 1771–1790 гг., вторая – труды последних лет жизни Радищева – 1801–1802 гг.

    и другие стимулы обращения Радищева к правовым проблемам; они коренятся в общеполитических условиях эпохи, в общественном подъеме в России в 70-е годы XVIII в.

    В своих юридических трудах Радищев коснулся многих отраслей права, в основном: а) государственного права, б) уголовного права и процесса, в) гражданского права.

    Концепции Радищева в области государственного права исходят из начал естественного права и общественного договора. Радищев не мог еще возвыситься до понимания классовой сущности государства и значения права как возведенной в закон воли господствующих классов. Но во времена Радищева теория естественного права и теория общественного договора являлись сильным орудием в политической борьбе. Эти теории были прогрессивными, когда противопоставляли господствующему утверждению божественного происхождения государства и царской власти примат незыблемых прав народа как единственного источника верховной власти. В исторических условиях России XVIII в. эти идеи оказались орудием борьбы с царским самодержавием. На божественном происхождении царской власти строились официальные теории происхождения права и государства.

    В этих исторических условиях утверждение договорного начала происхождения верховной власти приобретало революционное значение. Из такой концепции вытекало, что императорская власть, полученная лишь в силу общественного договора, сохранялась только до тех пор, пока государь соблюдал договор. Отсюда, при нарушении договора – право на насильственное отнятие власти у государя путем народного восстания («право мщенное природы» в «Путешествии»). Отсюда у Радищева предвидение и признание закономерности и исторической предопределенности революции, происходящей «от самой тяжести порабощения» («Путешествие») и наступающей, когда «удручение начинает превышать пределы терпения» («Житие Ушакова»). Отсюда и республика с федеративными формами (ода «Вольность»).

    В интерпретации естественного права и общественного договора Радищев не выступает противником собственности, но с демократических позиций ратует за возврат собственности на землю ее законным владельцам – крестьянам.

    школа, пытающаяся узаконить «подлость сегодняшнего дня подлостью вчерашнего» (К. Маркс и Ф. Энгельс, Сочинения, т. I, стр. 401).

    Республиканские идеи Радищева определились в «Путешествии», в «Сокращенном повествовании о приобретении Сибири», в «Житии Ушакова», а изобличение самодержавия достигает предельной силы в примечаниях к переводу книги Мабли и в «Письме к другу». Республиканские симпатии не мешают Радищеву видеть теневые стороны возникших республик – рабство негров в Америке и «хождение» «близ Бастильских пропастей» во Франции («Путешествие»), сохранение «ярма» для народа («Песнь историческая»). Освобождение крестьян, веротерпимость, демократические свободы, равенство всех перед законом, уничтожение сословных привилегий, значение «общего мнения» – эти начала пронесены Радищевым через все его труды.

    Свои взгляды на уголовное право Радищев раскрывал во всех почти своих юридических работах. В важнейших вопросах Радищев опережает Беккария. Это сказалось в вопросе о смертной казни («Путешествие» и «Проект для разделения»), в методах предупреждения преступлений (записка «О законоположении»), в классификации преступлений («Проект для разделения»), в вопросе о праве отвода судей («Особые мнения»).

    Радищеву принадлежит мысль о влиянии гражданских законов на предупреждение преступлений. Свои правовые концепции он строил материалистически, в связи с историческими условиями, экономикой и бытом; с позиций детерминистических он подходил к объяснению преступления. Радищев ясно формулировал теорию вменения («Путешествие» и «Проект для разделения»); право необходимой обороны («природное право защищения» – «Путешествие», «Житие Ушакова», «Проект для разделения»); гуманные цели наказания (записка «О законоположении»); методы предупреждения преступлений (записка «О законоположении», «Проект для разделения»). Радищев боролся против жестоких наказаний; с особенной силой он выразил это в «Проекте для разделения», а также против телесных наказаний вообще («Проект для разделения», «Проект гражданского уложения») и против полного правопоражения («Проект для разделения»).

    Радищев впервые обосновал начала моральной (уголовной) статистики (записка «О законоположении»).

    «Особые мнения»), о мерах пресечения («Проект для разделения»), о публичном судопроизводстве и суде присяжных («Проект гражданского уложения», в редакции П. А. Радищева), о порядке вынесения приговоров («Особые мнения») – для своего времени являются передовыми.

    Радищев один из первых в России дал опыт научной интерпретации русского гражданского права на национальной основе. Он значительно углубил попытки первых русских ученых правоведов (Поленов, Артемьев, Десницкий). Научной методологии Радищев верен и в других областях права, но в отношении гражданского права это нужно поставить в особую заслугу Радищеву, для которого и гражданское право строилось на исторических предпосылках, на философских и политических принципах. Гражданское право у Радищева всегда сливается с «правами граждан». Через все построения Радищева в области гражданского права проходит идея равенства. Эта идея была глубоко революционной. В. И. Ленин писал: «Идея равенства – самая революционная идея в борьбе с старым порядком абсолютизма вообще – и с старым крепостническим, крупнопоместным землевладением в особенности» (Сочинения, т. 13, стр. 214).

    Громадные трудности стояли перед Радищевым в его стремлении претворить принципы естественного права в положительный закон. В области гражданского права это было особенно трудно, не только по причинам политического характера, но еще и потому, что над конструкцией отдельных институтов гражданского права тяготели веками сложившиеся, прочно вошедшие в правовое сознание институции римского права. Этим объясняется сдержанное отношение Радищева к римскому праву.

    Радищев в студенческие годы изучал римское право, и он в своих юридических трудах, в частности в «Проекте гражданского уложения», изредка ссылается на «римское законоучение», но пользуется им только «для соображения». В этих редких случаях Радищев подходит к римскому праву весьма критически.

    Классики марксизма учат, что право и религия должны изучаться в конкретной исторической и социальной обстановке. По Марксу, «... правовые отношения, так же точно как и формы государства, не могут быть поняты ни из самих себя, ни из так называемого общего развития человеческого духа, что, наоборот, они коренятся в материальных жизненных отношениях... Совокупность этих производственных отношений составляет экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка. ..» (К. Маркс. К критике политической экономии, М., 1950, стр. 7).

    –312), В. И. Ленин облекает в глубокую формулировку: закон есть «выражение воли классов, которые одержали победу и держат в своих руках государственную власть» (В. И. Ленин, Сочинения, т. 13, стр. 298).

    В трудах В. И. Ленина и И. В. Сталина имеются разоблачения права и законодательства буржуазии, ярчайшие протесты против всей государственной машины эксплуататорских классов, орудия угнетения народа, против их судебно-карательной системы.

    В XVIII в. в России кипели народные движения, высшей точки достигшие в пугачевском восстании. На фронте идеологическом, в области права, борьба велась не только в Комиссии 1767–1774 гг., не только Поленовым и Десницким, но и другими нашими передовыми правоведами.

    Для Радищева, далекого от фетишизации правовых институтов, право мыслилось в своей динамике, в связи с общественным развитием; он мужественно отстаивает права народа. Материалистическое воззрение составляет основу правовой мысли Радищева. Юридические труды писателя-революционера отмечены широчайшей эрудицией, обогащены глубокими обобщениями, в которых чувствуется острый ум юриста и историка, философа и социолога.

    Радищев свои правовые идеи пытался проводить в форме законодательных проектов в системе самодержавного государства. Он не отрекался от форм легальной борьбы, которая была для него лишь средством, а не целью.

    «Опыт о законодавстве» занимает центральное место в правовом творчестве Радищева. Представляется вероятным, что Радищев рассчитывал предать гласности свой труд. Этим и объясняется известная сдержанность в формулировках.

    1 Радищев указывает на хаотичность, противоречивость законодательства «особливо в единовластных правлениях». Величайшим злом, по мнению Радищева, является непонятность законов для народа, злоупотребления произвольными толкованиями их.

    2 Радищев подходит к проблеме кодификации законодательства. Для уяснения ссылки Радищева на Юстиниана необходимо иметь в виду, что целью кодификационных замыслов Юстиниана было приведение в ясность, создание стройного целого из хаоса законодательных материалов. Созданный при Юстиниане свод законов явился технически хорошо выполненной компиляцией из существовавших источников, но значительно преобразованных, дополненных и объединенных общей идеей. Кодекс (Codex Justinianus), законченный в 534 г. н. э., значительно превосходит прежние опыты. Этот кодекс Радищев и называет «выписками».

    3 Ссылка Радищева на Блекстона позволяет сделать выводы о времени написания «Опыта о законодавстве». Книга Блекстона «Commentaries of the laws of England» («Истолкование английских законов») (1765–1768), в переводе С. Е. Десницкого, в 3 томах, вышла в 1780–1782 гг.

    4 «личные» и «вещественные») очень близко подходит к той системе гражданского права (лица, вещи и деяния), которую Радищев развивает в своих юридических трудах 1801–1802 гг., в «Проекте для разделения» и в «Проекте гражданского уложения». В пунктах 3 и 4 намечаются контуры законодательства по основам судоустройства и судопроизводства, – то, что теперь назвали бы гражданским и уголовным процессом.

    В рукописи Радищева ошибочно написано: «не скажем». Эту описку Радищева мы исправляем на основании дальнейших глав «Опыта о законодавстве» – «О государе» и «О правах государя».

    5 Радищев развивает свою излюбленную концепцию естественного права и общественного договора в объяснении происхождения государственной власти. Поэтому в понимании Радищева именно народ является истинным носителем суверенитета.

    6 Пункт 7 в рукописи Радищева отсутствует.

    7 Размышления о совестном суде относятся в значительной мере к тому, что Радищев хотел бы видеть, а не к действительному положению, далекому от радищевских установок. «Совестный суд» был создан по «Учреждению о губерниях» 1775 г. Он был организован по тому же сословному признаку, как и вся судебная система. Он учреждался один на целую губернию в составе совестного судьи (из дворян) и шести сословных заседателей. Юрисдикция (подсудность) была весьма ограничена и по положению, а на практике сводилась к нулю. Расширить подсудность совестного суда, а главное, вдохнуть жизнь в омертвелые формы являлось громадной задачей.

    8 «главных членов общества» – государя и народа – отражало передовые взгляды эпохи.

    9 Пункты 5 и 6 в рукописи Радищева отсутствуют.

    10 Запрещение подавать челобитныя. – Указом Екатерины II 1767 г. крепостные были лишены права жаловаться на помещиков. За «ослушание» виновные, т. е. жалобщики, подвергались наказанию кнутом и, сверх того, направлялись на вечную каторгу.

    Радищев имел полное основание обрушиться на это страшное зло крепостного права, обратившееся в подлинное народное бедствие.

    11 Указ Петра I. Радищев имеет в виду указ Петра I о престолонаследии. В отмену ранее существовавшего порядка, основанного на принципе единонаследия и первородства, т. е. устанавливающего передачу престола старшему сыну, Петр I ввел новый порядок, покоящийся на принципе завещательного преемства и обоснованный Феофаном Прокоповичем в его известном трактате «Правда воли монаршей».

    12

    13 Главы девятая и десятая отсутствуют в рукописи Радищева.

    14 Главы I и II этого раздела отсутствуют в рукописи Радищева.

    15 Отделение второе отсутствует в рукописи Радищева.

    16 На этом заголовке рукопись Радищева обрывается.


    Варианты

    Раздел сайта: