• Приглашаем посетить наш сайт
    Загоскин (zagoskin.lit-info.ru)
  • Проект Гражданского уложения.
    О правах вещественных

    О ПРАВАХ ВЕЩЕСТВЕННЫХ

    О ИМУЩЕСТВЕ И ВЛАДЕНИИ

    Когда мы в вещи разсматриваем, кто ею распоряжает или кто вещью распоряжать имеет право, без всяких отношений, тогда мы получаем понятие о имуществе. Когда же мы к первому понятию о имуществе просто присовокупим понятие, как вещию распоряжать, и сие распоряжение есть право того, кто оною вещию распоряжает, тогда мы получим понятие о владении. И так вещь иметь и распоряжать ею и распоряжать вещию самому по себе не одно. Отправлять или употреблять право просто не то, что отправлять или употреблять право самому по себе, ибо первое может быть по доверенности от другого. [[53 об.]]

    Когда к понятию о владении вещию присоединим, что я самым существом вещи распоряжать могу самопроизвольно, с властию неограниченною и так, как разсужу за благо, тогда получим понятие о собственности. И сие понятие таково, что предполагает возможность в том, кто оную имеет к известной вещи, что он из оной может сделать то, что пожелает, отдать ее другому, переменить ее вид или совсем истребить, если то возможно, естественно или законам непротивно.

    И так тот, кто естественную имеет мощность распоряжать вещию исключительно перед другими, о том говорят: у него вещь состоит в имуществе; и того, у кого вещь состоит в имуществе, можно назвать держателем вещи.

    Тот, кто вещь в своем держит имуществе сам [[54]] или чрез другого, с тем намерением, чтоб распоряжать оною самому собою, тот называется владельцем вещи. Следует владеть вещию называть то, когда кто вещь берет в свое имущество в том намерении, чтоб оною распоряжать самому по себе и по собственному праву.

    Итак можно вещь иметь, но распоряжать ее в пользу другого, также вещь может иметь один, а распоряжать ею другой. Первой есть держатель, второй владелец.

    Тот, кто право имеет распоряжать о существе вещи, или право исключительное по единственному своему соизволению и с властию неограниченною (но не в противность законов) сам или через постороннего, тот имеет собственность и есть хозяин вещи.

    Различие между иметь и владеть и быть хозяином состоит в том, [[54 об.]] что одно меньше другого. Собственность есть высшее право, которое иметь можно над вещию, но владеть можно и вещию нам не принадлежащею, и употреблять ее для себя, а держать или иметь вещь просто можно и не свою и не для себя. Держатель вещи может не быть ее владелец, а владелец не хозяин, и наоборот, хозяин может вещь отдать во владение другому, а владелец велеть ею распоряжать третьему.

    Чтобы держатель или вещь имеющий был оныя владелец, то должно, чтоб он мог вещию распоряжать сам по себе; но владелец распоряжать может вещию по дозволению или договору с хозяином вещи. Бывает и то, что держатель есть и владелец совокупно, и хозяин третей; или владелец и хозяин [[55]] совокупно же, а держатель третей; может так же быть хозяин, владелец и держатель одно лицо, что бывает очень часто. Но чтобы хозяин и держатель был один, а владелец третей, того предполагать неможно. Например: А хозяин отдал землю в наем Б, а сей дал доверенность самому хозяину А, чтобы землю обработывать в пользу его Б.

    Разсматривая понятие о владении само в себе, найдем в оном различия и степени.

    А. Вещию можно владеть, иметь ее, распоряжать ею для себя, но вещь чужая; сие владение называют несовершенным, оно то самое есть, что мы сказали выше: владелец и держатель один, но хозяин другой. Но когда владелец и хозяин одно, то таковой владелец [[55 об.]] вещию или правом владеет как собственностию. Тогда его называют совершенным владельцем. Если же владение его основано на праве, через которое он может приобресть собственность совершенную, то владение его есть совершенное только по праву. Например: кто после отца владеет имением, но несправленным и не отказанным, тот владеет по праву наследия, владение его совершенное, ибо он владеет как собственностию, но она еше не утверждена, как то требует закон.

    Тот, кто право отправляет или производит в действо, гот есть держатель права; а кто право производит в действо или отправляет оное сам по себе, тот есть владелец права. В сих понятиях все равно, о праве ли говорится или о вещи, но несовершенной [[56]] владелец вещи может быть владелец совершенной права на оную вещь, по толику поколику он присвояет себе оное право. Например, кто владеет имением как собственностию, но состоящею в споре, не есть еще хозяин совершенной имения, ибо оно находится в споре, но есть владелец совершенной права, ибо он по нем только владеет имением.

    Б. Владение можно разсматривать в отношении его правильности или неправильности.

    Законное, то есть правильное, или незаконное, то есть неправильное владение, зависит от существа и справедливости основания, на котором право ко владению утверждено.

    Если кто ведает, что владение его основано не на справедливости, того называют владельцом не [[56 об.]] честным. Но кто ошибкою или заблуждаяся в произшествии, ко владению его доведших, вступил во владение, того таковым назвать нельзя. Разве кто заблуждает в своем праве по неведению законов: такого владельца, немогущего оправдать права своего владения, почитать должно наравне с владельцом не честным.

    Таковые определения о честности владения или о его не честности могут быть многие; они все имеют свое приложение ко владению, где бывают многие соучастники или ко владению целых обществ, коих представители или начальники в отношении честности или не честности владения приемлются за самое общество.

    Поступая далее в постановлениях о владении закон означит 1-е как [[57]] владение приобретается, 2-е какие при вступлении во владение могут быть препятствия, 3-е как владение уничтожается, 4-е какие владения бывают действия и произтекающие от туда права держателя и владельца, 5-е каким образом отъятое и нарушенное владение возстановляется, 6-е что делать должно, когда владение бывает спорное, 7-е какие могут быть отношения а) между держателем вещи в своем имуществе и тем, кто имеет на владение право, б) между владельцом совершенным и несовершенным, в) между владельцом совершенным и хозяином, г) отношении владельца законного и незаконного, а сие наипаче при отдаче владения или совершенным законным владельцом или совершенно [[57 об.]] незаконным или владельцом несовершенным.

    В. В отношении самого приобретения владения рассматривать должно оное в отношении 1-е) приобретающего и 2-е) приобретаемого.

    чтобы быть истинным оныя владельцом, а по тому тот, кто не имеет способности объявить свое соизволение, тот сам по себе не может приобретать владение.

    2) В отношении приобретаемого приметить надлежит, что владение [[58]] нельзя иначе приобресть как действительным в оное вступлением и чтобы вещь или право, над которыми владение приобретается, были ясно означены.

    Приобретать можно владение 1-е) над вещами и 2-е) над правами.

    1) Владение над вещами получается а) захвачением или овладением и б) передачею, выдачею или отдачею.

    а) Внешнее деяние, посредством котораго вещь приходит во власть владельца, называется захвачение или овладение.

    Чтобы получить вещь во владение свое законным в оное вступлением или чтобы захвачение было законно, то необходимо, чтобы оная вещь ни кому не принадлежала.

    Таковых вещей в обществе нет, разве птицы, звери, рыбы. 8  [[58 об.]]

    И так приобретение права владения вступлением в оное без предыдущего права бывает редко разве на вещи движимые, на недвижимые же никогда.

    Относительно овладения вещию, никому непринадлежащею, закон войдет в подробности: 1-е) что нужно и правильно, когда овладаемая вещь есть сама по себе, или 2-е) принадлежность другой; 3-е) когда вещь принадлежит к какому либо вещей составу; 4-е) не нужно ли изъявлять овладаемые вещи каким либо знамением, по которому можно бы было узнать будущее намерение владеть вещию; 5-е) можно ли делать приобретение овладением, если случится противоречие от кого-либо, и что в таком случае делать должно.

    б) Передача владения может быть 1-е) лично, 2-е) знаками, [[59]] 3-е) переводом или назначением, 4-е) объявлением соизволения.

    1-е) лично. Например из рук в руки.

    2-е) знаком, например: если кто от хранящихся в кладовом амбаре товаров и отдаст ключи и прочее.

    3-е) переводом или назначением, например А имеет деревню, которую он дал в аренду Б, но А деревню продал В без уничтожения аренды до срока, то Б уже управляет деревнею правом В. Следственно право владения передано.

    4) Объявлением соизволения, например, если владелец вещи уступит держателю оной свое над нею право владения, как то купец своему сидельцу. Или если владелец вещи объявит, [[59 об.]] что он вещь свою будет держать в своем только имуществе для другого, как то когда купец, имея лавку с товарами, объявит себя только в оной сидельцом от другого. По сему правилу хозяин вещи, объявив, что он вещь, бывшую его собственною, держит только по найму от третьего, правом собственности уже поступился. Разумеется, что таковые объявления соизволения должны быть по предписанию закона.

    Следующее разсуждение объяснит сии понятии еще лучше. Передать владение или поступиться владением можно, если прежний владелец отступится от вещи в пользу другого, а сей займет упраздненное владение, то есть: что тот, в пользу которого владение прежнее упразднено, возьмет вещь (над которою во владение прежнее упразднено) в свое владение. [[60]] И так при передаче владения действительность онаго зависит от овладения или от вступления вновь во владение (так, как и в вещах ни кому непринадлежащих, ибо кто вещь передает во владение другого, тот от своего владения отступается, и вещь становится так сказать непринадлежащею никому). Правильность же владения при передаче онаго зависит от отрицания от владения прежнего владельца. И так когда владелец вещи изъявит свою об отдаче волю, то и вещь остается без владельца и может перейти во власть другого овладением (то же быть может и судейским приговором). Но сии оба действия при передаче владения (то есть отрицание от оного и вступление в оное новаго владельца) следуют [[60 об.]] всегда, непосредственно одно за другим, и между старым и новым владением ничтожнаго времяни не бывает.

    2) 1-е) Права сопряжены или с владением вещей, 2-е) или зависят от владения оных.

    А) Первые приобретаются с приобретением владения вещию, вторые действительным отправлением оных прав.

    Б) Права, приобретаемые отправлением оных, могут существовать или действием, 1-е) подтверждающим право или оное, 2-е) отрицающим или оное, 3-е) запрещающим.

    а) Владение приобретается подтвердительным правом тогда, когда кто исполняет что-либо самым делом и самое то, что другой [[61]] от него требовал в виде продолжающейся обязанности, и он требователя вводит во владение права, в следствие котораго он может от него требовать повторение того, что делал в виде обязанности. Например: если кто либо пахал чью ниву всегда по требованию владетеля нивы, в следствие древнего какого условия, тот будет обязан делать то и впредь, ибо он право требователя подтвердил в самом деле, и требователь не имеет нужды (для утверждения своего права) ссылаться на древнее условие, но на подтверждение оного.

    приобретает владение права требовать от непротиворечившего, чтобы он и впредь ему не противоречил, когда он будет делать то же, что делал. Но в сем случае требуется, чтобы делатель ясно то объявлял, что таковое право делать то, что он делает, принадлежит ему действительно. Например: если я пашу ниву, и сосед мой мне в том не противоречит, то я в праве буду требовать, что бы он мне и впредь не противоречил, но нужно, чтобы мое право явное имело утверждение, например, что нивой владел мой отец, или что уже я нивой владею больше десяти лет. Тогда непротиворечие другого [[62]] даст мне право владения. Если же кто желает сделать противоречие в исполнении права, тот оное должен производить во время самого действия, которому противоречить хочет, или же мгновенно по совершении или тот час по получении известия о сделанном. В противном же случае правило законоучения требует, что противоречие по совершению деяния или дела не может упразднить приобретеннаго владения.

    Запретительным правом владение приобретается тогда, когда кто отстанет от предпринятаго действия или дела по запрещению другого; тут запретитель вступает во владение права запрещать начинавшему действие или дело и впредь, ибо начинавший [[62 об.]] дело или действие, прекратив оное, признал право запретителя.

    г) Подтверждение и попущения или неотрицания в случае общего владения многих обязывают каждаго относительно его во владении участка. Если же вещь не разделима сама по себе или владение его не раздельное, то подтверждение или попущение и неотрицание одного не обязывает другого.

    Сии правила о праве подтвердительном, отрицательном или запретительном найдут свое приложение к обществам или лицам нравственным, и в законе означится именно, поколику настоятель, поверенной или начальник общества в сих случаях [[63]] обязывает все общество своим подтверждением, отрицанием или запрещением, и в каких случаях нужно действие всех членов общества.

    c) Означив средства к приобретению владения, закон означит и могущие встретиться препятствия при вступлении во владение.

    Действии противузаконного частного насилия не дадут права ко владению ни когда. Равным образом вынуждением или обманом произведенное действие или попущение не может произвести владения вещию или правом: но если деяние законно, то владение начало свое приемлет самым первым действием вступления в оное.

    Утайкою что либо сделанное или деяние в тайне [[63 об.]] произведенное не может произвести владения ниже права на оное продолжить. Ибо действие или деяние сокровенное не есть действие гражданское, которое требует всегда нечто торжественного, дабы быть законно. Но неведение одного (а паче от нерадения произшедшее) не есть утайка другого. И для того, когда дело идет об утайке, то должно разсмотреть, было ли действительно намерение сделать утайку. Например: если А, взявший имение на аренду от В по требованию Д, пускал его скотину на выгон, к имению принадлежащий, то В как и хозяин имения не получил еще обязанности дозволять то делать и впредь; но если В как хозяин знает, что А скотину Д принадлежащую пускает на выгон, [[64]] и то попустил, то Д получил утвердительное право против А; разве попущение или дозволение было бы по дружбе или снисхождению, а не по обязанности. Ибо правило общее в законоучении постановляется, что действия или деяния подтвердительные (попущения), могущие произвести вступление во владение, права владения не производят, если явно, что они не на прешедшей обязанности основаны, но сделаны по дружбе или снизхождению. Но если явствует, что делатель или попуститель делает или попускает что либо себе во вред или убыток, или ограничивает свое право, тот подает мысль, что он делает то по обязанности, ибо не предполагается, что кто либо хотел себе вредить. [[64 об.]]

    Показав средства к приобретению владения, закон покажет, как оное потерять можно.

    д) Имущество вещи теряется, сколь скоро настанет невозможность естественная в держателе распоряжать вещию самому или чрез другого.

    Но из того не следует, чтобы с потерею имущества терялось и владение. Ни потеряние личных качеств владетеля, ни потеряние способности приобретать владение права приобретеннаго владения не уничтожают. Оно продолжается до тех пор, как не явно будет, что последовало его уничтожение действительно, а сие случиться может тогда, когда случившееся в существе самой вещи произшествие производит для владельца невозможность возвратить вещь в свое [[65]] имущество или же владелец при уничтожении своего над вещию имущества ясно покажет словами или действием, что он вещь оставляет. Но в законе также надлежит показать то, что может служить знаком, что владелец оставил свое владение.

    Вообще владение одного приобретается по мере уступки или передачи владения другого.

    Владение правом что-либо от другого требовать (пра<во> утве<рдительное>) теряется тогда, когда обязанной не исполняет обязанности, а право имеющий того не требует.

    Владение правом что-либо делать (отр<ицательное> пра<во>) теряется, когда другой приобрел владение противуположнаго права к запрещению.

    Владение правом запретительным теряется, если другой [[65 об.]] вступил во владение противуположного отрицательного права.

    Если с передачею вещи переданы и права к ней принадлежащие, то и владение прежнего владельца уничтожается.

    е) Право на владения отлично от права самого владения.

    Действие права на владение должно определять по качеству основательной причины, на которой владение утверждается. Но права владения собственно зависят от качества самого владения.

    И так закон означит права того 1-е кто имеет вещь в своем только имуществе и 2-е права самого владельца.

    f. К правам держателя и владельца принадлежит и требование законной защиты от правительства в охранение их владения или имущества. [[66]] Ибо человек вступил в общество для того только, чтобы иметь защиту законную в принадлежащих ему правах.

    Но если оно на помощь ему укоснит и ему бы от того произошел невозвратной вред или убыток, то он сам в праве принять свою защиту и силу отразить силою.

    Что отнято насилием, то должно быть возвращено, хотя бы тот, кто насилие сделал, лучшее имел право, нежели тот, кто насилие терпел.

    Равным образом возвратить должно что присвоено тайным образом, хитростию и испрошением с обманом, ибо естественно, [[66 об.]] что ни сила, ни обман, ни утаение не суть доказательства лучшего права, хотя бы оно и существовало. И для того закон означит средства, как отвращать такие нарушения владения и имущества.

    g. В законе также означено будет, что делать должно, когда владение бывает спорное; кто должен владеть вещию до окончания спора, и когда ее нужно взять в присмотр судии. Держатель вышедшую вещь из его держания или имущества может ее только от того назад требовать, кто оную имеет во владении без всякаго права. Но право его не столь велико, как право того, кто может представить законное основание на владение.

    h. В правах к вещам относительно владения и держания существует [[67]] постепенность: она такова, что права держателя меньше, нежели права владельца, а права владельца меньше, нежели того, чьи вещи суть собственность, что почитается высшим правом, которое человек имеет над вещию.

    Закон означит таковые постепенности или паче отношение держателей вещи и владельцов: и так

    1) Право держателя превышает право только того, кто вещью от него держателя отчужденною владеет без законного основания; но оно должно уступить место всякому, кто может на владение представить законную причину.

    2) Владелец несовершенный не обязан уступить своего права никому, ниже самому [[67 об.]] совершенному владельцу, доколе продолжается право его владения.

    3) Совершенный владелец имеет право истиннаго хозяина против всех, но право его уступает праву хозяина вещи.

    4) Незаконной или нечестной владелец должен уступить владельцу законному. Ибо и все вышеозначенное относится к владению законному. По правилу же полагается, что всякой владелец есть законной, честной и правильной; почему и не обязан ни кто предъявлять оному доказательства, доколе противное не будет доказано.

    5) Относительно передачи владения из рук в руки закон также означит а) что при оном наблюдать должен владелец [[68]] совершенной и законной или честной, б) что наблюдает владелец совершенной, но незаконной или нечестной и в) что наблюдает владелец несовершенной; степени их владения не одинаковы и обязанности их (когда имение или вещь возвращается к хозяину) будут различны.

    О СОБСТВЕННОСТИ

    Иметь вещь в своей собственности называется то, когда кто имеет право исключительно пред другими распоряжать вещию или правом по своей собственной власти сам собою или чрез другого.

    Имеющего такое право называют хозяином вещи, помещиком, господином.

    Собственность дает (тому, кто ее имеет) право употреблять вещь и распоряжать ею с полною властию, только бы [[68 об.]] то не было в противность закона и постановлений.

    роды собственности.

    А. Все, что может доставить кому либо исключительную пользу, есть предмет собственности. Но вещи, которыя по существу своему суть общественныя и от употребления которых не можно никого изключить (например, большие дороги), или которыя законами изключаются из обыкновеннаго обращения (например, право винной продажи), те не могут быть ни чьею собственностию. [[69]]

    Б. На вопрос, кто может приобретать собственность, ответ естественной будет тот: что всякой принадлежащий к обществу может собственность приобретать сам или чрез другого по той единственной причине, что он к обществу принадлежит и есть его член. Но закон делает в сем общем правиле изъятия и требует, чтобы приобретающий имел к приобретению способность.

    Способность приобретать может происходить от причин естественных и причин, основание свое имеющих в законе. Но причины естественные к приобретению не действительны в обществе, ибо один может стать в лице другого, и способность одного служит пособием другому. Так например малолетной или умалишенной приобретает [[69 об.]] чрез опекуна. И так те только не способны приобретать собственность, кого закон оныя лишит. Обыкновенно в сем случае разумеют тех, которые умирают гражданскою смертию, или которые состоят под запрещением закона. Не место здесь входить в изследование, поколику гражданин теряет свои права смертию гражданскою, но то сказать можно подтвердительно, что она не может его лишить всех прав, гражданину принадлежащих. В исполнении сея казни лежит великая разница того, чего она гражданина лишает и чего она его лишать не может. Если наказанной лишен свободы совершенно, заключен в темницу, в оковы, [[70]] тогда остается ему только право жизни. Но если он, лишенной прав гражданских, послан в ссылку, тогда многие права ему предоставляются, и лишить его оных совсем невозможно.

    Между многими другими правами, ему предоставленными, он не может лишен быть права собственности. Ибо если он не заключен в темницу, следственно имеет несколько свободы, то право приобретения, будучи оныя следствие, ему принадлежит неотъемлемо.

    1-е) над вещию можно иметь право а) владения, б) употребления и в) отчуждения. Сии права вообще составляют то, что назвать можно собственностию совершенною или полною. [[70 об.]]

    Но собственность сама по себе есть право, а употребление собственности есть право от перваго отдельное. Первое, или право распоряжать самому о существе вещи называется собственность просто или имение, второе или право употреблять вещи для своей пользы называют право пользования. И так имеющий первое право и собственность неограниченную не обязан никому отчетом в употреблении вещи, ему принадлежащей. Напротив того, имеющий только второе или право пользования должен в оной отчетом тому, кто вещи имеет собственность не ограниченную.

    Из сего следует, что в собственности могут быть разные роды и степени. [[71]]

    1) Право неограниченное над собственностию может принадлежать а) одному и б) многим совокупно. Сие право многих к собственности нераздельно называют правом к собственности общей.

    того, кто имея удел в праве простой собственности, кто есть со-собственник (если бы так назвать его можно было) и притом же имеет право пользоваться вещию или ее употреблять в свою пользу, того назовем имеющим право полезныя собственности.

    3) Если имеющему вещи собственность воспрещаются известные [[71 об.]] только роды отправления прав собственности, то собственность назовется ограниченною.

    В законе означены будут известные правила в отношении разных родов собственности, которые непосредственно из понятия о них произтекают. Например, из понятия о собственности полной неограниченной следует 1-е) что она не разделена и не ограничена, 2-е) что ограничения собственности должны основаны быть на естественности, законе или объявленном соизволении, 3-е) что употребление собственности дозволено каждому и что оно законно, 4-е) что оную не должно употреблять во вред другому и прочая. В следствие сих правил закон определит: никто не может быть принужден поступиться своею собственностию, разве для общего блага, но получая за то вознаграждение. [[72]]

    Если сохранение вещи имеет влияние на сохранность и споспешествование блага общего, то государство в праве запретить разрушение или уничтожение вещи.

    Если употребление вещи потребно к соблюдению общего блага, то государство может приказать оной употребление.

    в отношении пользы общественной, и в каких в отношении пользы частной. В отношении пользы общественной правило есть то, что польза общественная предъидет пользе частной, но ограничение собственности в пользу [[72 об.]] частную должно основание иметь или на самой естественности положения вещи или на постановлении закона или на соглашении.

    Оба рода ограничения могут быть уничтожены.

    Первые или ограничения собственности на пользу общую могут только уничтожены быть по изволению правительства.

    Вторые или ограничения собственности в пользу частную объявлением соизволения, обязанность производящим.

    Чтобы вещь получить в свою собственность, нужно деяние или действие.

    И так образ приобретения есть то нужное известного рода действие или деяние, посредством которого вещь становится собственностию.

    Но таковое действие или деяние не составило бы образа приобретения, если бы не имело себе основанием ту существенную потребность, которой самое деяние или действие делает удобным к приобретению собственности.

    Сие основание, сию законную причину образов приобретения мы назовем достоянием. Ибо оно долженствует существовать и быть законное, дабы можно было произвести известное деяние или действие, которое и составит образ приобретения собственности. [[73 об.]]

    Но опричь особых в законе означенных случаев, для произведения образа приобретения собственности потребно всегда вступление во владение. 9

    Если для онаго приобретения опричь основания законного (которое мы несвойственно может быть назвали достоянием) потребно только вступление, то приобретение таковое называется непосредственное или приобретение действием закона.

    Если же к приобретению собственности потребно, чтобы предварительно прежнее владение упразднилось и во владение вступил другой, то сие называется посредное приобретение. [[74]]

    Раздел сайта: