• Приглашаем посетить наш сайт
    Сологуб (sologub.lit-info.ru)
  • Поиск по творчеству и критике
    Cлово "1842"


    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
    Поиск  
    1. Западов А.В.: История русской журналистики XVIII–XIX веков. "Отечественные записки"
    Входимость: 4. Размер: 46кб.
    2. Западов А.В.: История русской журналистики XVIII–XIX веков. "Маяк"
    Входимость: 3. Размер: 5кб.
    3. Западов А.В.: История русской журналистики XVIII–XIX веков. "Репертуар и Пантеон"
    Входимость: 3. Размер: 5кб.
    4. Кружинов В., Пашков Н., Ретунский В.: Тюменский край в XVIII – первой половине XIX вв.
    Входимость: 2. Размер: 105кб.
    5. Западов А.В.: История русской журналистики XVIII–XIX веков. Журналистика в сороковые годы
    Входимость: 2. Размер: 27кб.
    6. Радищев П. А.: Биография А. Н. Радищева
    Входимость: 2. Размер: 178кб.
    7. Западов А.В.: История русской журналистики XVIII–XIX веков. Журналы "триумвирата"
    Входимость: 1. Размер: 9кб.
    8. Западов А.В.: История русской журналистики XVIII–XIX веков. "Москвитянин"
    Входимость: 1. Размер: 21кб.
    9. Радищев А. Н. - Неизвестному, 1802 г.
    Входимость: 1. Размер: 5кб.
    10. Западов А.В.: История русской журналистики XVIII–XIX веков. "Московский телеграф"
    Входимость: 1. Размер: 35кб.
    11. Западов А.В.: История русской журналистики XVIII–XIX веков. Журналистская деятельность В. Г. Белинского в 1830-е годы
    Входимость: 1. Размер: 65кб.
    12. Биография (вариант 2)
    Входимость: 1. Размер: 26кб.
    13. Западов А.В.: История русской журналистики XVIII–XIX веков. Альманахи декабристов
    Входимость: 1. Размер: 36кб.

    Примерный текст на первых найденных страницах

    1. Западов А.В.: История русской журналистики XVIII–XIX веков. "Отечественные записки"
    Входимость: 4. Размер: 46кб.
    Часть текста: обладавшему незаурядными деловыми способностями и усиленно добивавшемуся возможности стать в ряды «журнальных концессионеров эпохи». «Отечественные записки» в руках Краевского совершенно преобразились. Дело сразу было поставлено на самую широкую ногу. В программном объявлении сообщалось, что в журнале будет восемь больших отделов, что в нем участвуют все виднейшие русские литераторы и ученые – их список составляли несколько десятков фамилий – что цель этого энциклопедического издания – «передавать отечественной публике все, что только могло встретиться в литературе и жизни замечательного, и полезного, и приятного». 1 января 1839 г. первая книжка обновленных «Отечественных записок» вышла в свет. «Это была, впрочем, не книжка, – вспоминал И. И. Панаев, – а книжища, вдвое – если не более – толще «Библиотеки для чтения». Все любители литературы бросились смотреть на нее – и вот: «Громада двинулась и рассекает волны» ...». Журнал Краевского был с одобрением встречен читателями. «Отечественные записки» не замедлят занять первое место в современной русской журналистике», – писал Белинский, высоко оценивая художественную прозу и стихотворения в первых номерах издания. По единодушному свидетельству современников, Краевский смотрел на журнал, прежде всего, как на удачное коммерческое предприятие. Понимая при этом, что в русской журналистике первостепенное значение имеет борьба с «журнальным триумвиратом», что и литераторы и читатели давно ждут появления печатного органа, способного положить конец монополии Булгарина, Греча и Сенковского, Краевский решил, по его словам, «противопоставить оплот смирдинской клике». Он рассчитал верно: борьба с засильем «триумвирата» привлекла в «Отечественные записки» людей самых разнообразных направлений. Среди...
    2. Западов А.В.: История русской журналистики XVIII–XIX веков. "Маяк"
    Входимость: 3. Размер: 5кб.
    Часть текста: свое былое значение и уже никого не удовлетворяли. Поэтому правительство Николая I отступило от своего правила, запрещавшего выход новых журналов, и поощрило возникновение «Маяка» и «Москвитянина». Журнал «Маяк современного просвещения и образованности» начал выходить в 1840 г. Редакторами и издателями его были в 1840–1841 гг. П. А. Корсаков и С. А. Бурачек, а затем один Бура-чек. «Маяк» был органом воинствующего мракобесия. «Православие, самодержавие и народность» он славил на каждой своей странице, во всех отделах, разговаривая с читателем в псевдонародном стиле. Постоянным стихотворцем «Маяка» был Борис Федоров, известный своими доносами на прогрессивные журналы. Достаточно указать на опубликованную им в «Маяке» басню-донос «Крысы», которая была направлена против Белинского и «Отечественных записок», чтобы понять, какого рода произведениями (их называли «юридическими») не пренебрегал этот охранительный журнал в борьбе со своими врагами. Философией ведал в «Маяке» Бурачек. Он беспощадно расправлялся с ней и призывал за разрешением всех важнейших задач человеческого ума обращаться к религии. «Если философию ограничить наукою об уме, так о боге и помина не будет!..» – писал Бурачек. И для истинного христианина философия – «одно пустословие, потому что важнейшие ее вопросы давно уже решены» (1840, №9; 1842, №6). Русской литературе, утверждал...
    3. Западов А.В.: История русской журналистики XVIII–XIX веков. "Репертуар и Пантеон"
    Входимость: 3. Размер: 5кб.
    Часть текста: его был В. С. Межевич – тот самый литератор, которому Краевский пытался поручить критический отдел «Отечественных записок» и который с приходом в «Отечественные записки» Белинского ушел из журнала и, по выражению Белинского, «душою и телом предался Полевому, Гречу и Булгарину». Во вкусе своих новых друзей Межевич и руководил «Репертуаром». «Пантеон русского и всех европейских театров» выпускал с 1840 г. книгопродавец Поляков. Редактором его был театральный критик и водевилист Ф. А. Кони. «Пантеон», не отличаясь глубиной и идейностью, был все же более содержателен, чем его собрат. С «Репертуаром» он повел довольно резкую полемику, в основе которой лежала журнальная конкуренция. Нельзя не отметить, однако, очень смелого и злого нападения редактора «Пантеона» Кони на вдохновителя «Репертуара» Булгарина в водевиле «Петербургские квартиры», где тот изображен под именем продажного журналиста Авдула Авдеевича Задарина («Пантон», 1840, №10). В «Пантеоне» начал свою литературную деятельность Некрасов, печатавший там водевили и театральные рецензии. Но существование двух литературно-театральных журналов было тогда невозможно по малочисленности их читателей. В 1842 г. журналы соединяются. Издателем «Репертуара русского и Пантеона всех европейских театров» становится Песоцкий, а редактором сначала Булгарин (1842), а затем Межевич (до 1847 г.). Объединенный журнал ничем существенным не отличался от «Репертуара». Только наряду с пьесами, игранными на русской сцене, «Репертуар и Пантеон» стал печатать и неигранные, да, кроме обозрения русских театров,...
    4. Кружинов В., Пашков Н., Ретунский В.: Тюменский край в XVIII – первой половине XIX вв.
    Входимость: 2. Размер: 105кб.
    Часть текста: В XVI веке вновь присоединенная Западная Сибирь представляла плацдарм для развития внешней политики и дипломатических связей со странами Востока. Поначалу ею управлял Посольский приказ, с 1599 г. – приказ Казанского дворца. В XVII веке относительно быстрое заселение южных районов Западной Сибири привело к тому, что они превратились в первую хлебную житницу края; русские землепроходцы-казаки прошли всю Сибирь на восток до берегов Тихого океана. По пути продвижения они ставили остроги, основывали города и другие селения. За ними двигались переселенцы. В 1637 году для управления краем, который осваивал служилый и крестьянский люд, было образовано специальное центральное ведомство – Сибирский приказ. В начале XVIII в. основными административно-территориальными единицами оставались уезды во главе с воеводами, которых назначали из Москвы. Тобольский уезд занимал место старшего среди остальных, а сам Тобольск считался главным административным центром огромной окраины. С тех пор за ним установилось название «стольный город Сибири». Но это был не официальный титул, а обиходное наименование, рожденное народным...
    5. Западов А.В.: История русской журналистики XVIII–XIX веков. Журналистика в сороковые годы
    Входимость: 2. Размер: 27кб.
    Часть текста: – писало Третье отделение в отчете за 1841 г. По далеко не полным данным, в 1830-х годах было 105 крестьянских волнений, а в 1840-х годах – 273 волнения, т. е. почти в три раза больше. Правительству Николая I приходится иметь дело и с вновь поднимающейся волной освободительного движения в среде интеллигенции. Достаточно напомнить о деятельности Белинского, Герцена, о петрашевцах, о Шевченко и Кирилло-Мефодиевском братстве, о молодом Чернышевском. Новый подъем революционных настрое-ний русской интеллигенции был вызван кризисом крепостничества, развитием капиталистических отношений и особенно ростом недовольства народных масс. 1840-е годы относятся к тому периоду русского освободительного движения, который В. И. Ленин назвал дворянским. И уже в эти годы намечается переход от первого – дворянского – этапа ко второму этапу – разночинскому, буржуазно-демократическому. Революционное выступление декабристов не прошло бесследно. Декабристы разбудили передовую интеллигенцию 1830–1840-х годов, передали ей свои высокие и благородные идейные традиции. С другой стороны, поражение декабристов заставило искать новых путей освобождения народа от гнета крепостничества и самодержавия. В развитии русской общественно-политической и философской мысли, литературы, критики и журналистики исключительно велики заслуги Белинского и Герцена. Они близко подошли к диалектическому материализму, хотя отсталость крепостной России и помешала им до конца правильно понять законы общественного развития....
    6. Радищев П. А.: Биография А. Н. Радищева
    Входимость: 2. Размер: 178кб.
    Часть текста: редки: едва един в целом столетии явится на светском ристалище" (Путеш., стр. 144). 1 Радищев сказал первое слово о свободе в России и пострадал за свой принцип, говорит К. в письме к одной знаменитой особе. 2 [C'est en disant hautement, ce que l'on pense, c'est en conspirant la plume à la main à la face du soleil, que les hommes sensés et les citoyens dévoués à leur patrie combattent les mauvais systèmes de gouvernement (L'Indépendance Belge)]. 3 Вот что сделал Радищев. Но говорить правду сильным земли, прямо или косвенно, было издревле лучший способ попасть в беду. Книга его была причиною его несчастия, но она прославила его, и имя его всегда будет драгоценно истинным патриотам русским. Его несчастие, его ссылка еще более обратили на его "Путешествие" и на него самого внимание современников. Везде, где он проезжал на пути в Сибирь, его старались увидеть, как он сам рассказывал, как редкую птицу, желали с ним поговорить, узнать покороче о его деле, услышать подробности от него самого. Посаженный в крепость, обремененный оковами, он сказал: "Блаженны изгнапны правды ради". "Путешествие" его, истребленное полициею, ходило рукописное во всей России и находится у литераторов. В гамбургских газетах того времени писали, что бюст его поставлен был в Париже в Пантеоне. 4 Недавно книга его напечатана в Лондоне 5 на русском языке. [Ламартин говорит (Colomb), 6 что Провидение для известной только ему цели избирает иногда человека гениального и посылает ему вдохновение. Это вдохновение как орудие увлекает гения, подобно тому как магнит притягивает железо к чему-то роковому, неизвестному, как к полюсу. Гений, следуя...
    7. Западов А.В.: История русской журналистики XVIII–XIX веков. Журналы "триумвирата"
    Входимость: 1. Размер: 9кб.
    Часть текста: всякую популярность периодические издания Греча, Булгарина, Сенковского. Ярким примером может служить судьба «Сына отечества». Он побывал в руках Греча и Н. Полевого (1838–1840), Никитенко и Н. Полевого (1841), Сенковского (1842), К. Масальского (1843–1844 и 1847–1850) и П. Фурмана (1850–1852), менял внешний облик и план издания, превращался из ежемесячника в еженедельник и обратно. Тем не менее журнал все время влачил жалкое существование, запаздывая с выдачей книжек, выходя неполными годовыми комплектами, теряя подписчиков. Во второй половине 1844 г. К. Масальский вынужден был приостановить издание «Сына отечества» до 1847 г. В 1852 г. журнал прекратился и лишь в 1856 г. был восстановлен А. Старчевским. Надежды на возрождение «Сына отечества» возникли у читателей в связи с привлечением в 1838 г. к руководству журналом такого опытного и прославленного журналиста, как Николай Полевой. Подписка на журнал быстро поднялась: в 1837 г. «Сын отечества» имел 279 подписчиков, в 1838 г., при Полевом, – две тысячи. Но Полевой не оправдал ожиданий публики. «Грустное удивление встретило первые номера его нового журнала, – писал Герцен. – Он стал покорным и льстивым». Правительственная опала, материальные лишения...
    8. Западов А.В.: История русской журналистики XVIII–XIX веков. "Москвитянин"
    Входимость: 1. Размер: 21кб.
    Часть текста: летопись», «Внутренние известия», «Моды» и т. п.). Руководители «Москвитянина» были тесно связаны с церковными кругами и придавали большое значение отделу «Духовное красноречие». В нем печатались проповеди митрополита Филарета и других духовных ораторов, помещались материалы из истории церкви и обширные рецензии на книги по вопросам религии. Участие духовенства руководители «Москвитянина» старались всемерно расширить. Усиленно приглашали они сотрудничать в журнале и университетских профессоров. Однако, кроме самих Погодина и Шевырева, участие в журнале приняли лишь те их коллеги, кто придерживался казенно-православных убеждений (И. И. Давыдов, Я. А. Лешков, О. М. Бодянский). Отдел «Наука» заполнялся преимущественно историческими заметками и рецензиями Погодина и не блистал именами, а в «Критике и библиографии» подвизался преимущественно А. Студитский, малообразованный корректор университетской типографии. Едва ли не самым слабым отделом «Москвитянина» в 1840-е годы был отдел «Изящная словесность». Читатели неоднократно жаловались на сухость и ученость издания, на то, что его беллетристика незначительна и бесцветна. В журнале участвовали литераторы консервативные по убеждениям и весьма устарелые по характеру творчества, – М. А. Дмитриев, А. С. Стурдза, Ф. Н. Глинка. Их произведения не отличались какими-либо художественными достоинствами, но были строго выдержаны в ...
    9. Радищев А. Н. - Неизвестному, 1802 г.
    Входимость: 1. Размер: 5кб.
    Часть текста: Каразиным упоминает П. А. Радищев: «Проект Гражданского уложения», сочиненный в Петербурге, переписанный набело его [А. Н. Радищева] рукою, был вверен Василию Назарьевичу Каразину, удержан им и потерян». Там же далее П. А. Радищев, рассказывая о знакомствах своего отца в последний период его жизни, сообщает: «Лица, посещавшие его во время последнего его пребывания в Петербурге, были: Каразин, о котором выше сказано, что он взял для прочтения рукопись „Проекта Гражданского уложения", сочиненного для Комиссии составления законов, и не возвратил ее, говоря, что кому-то препоручил для доставления, а тот, вероятно, потерял; Василий Назарьевич Каразин уверял, что он имеет некоторое влияние при дворе и доступ к одной высокой особе, много обещал Радищеву, но это были одни слова» («Русский вестник», 1858, декабрь, кн. 2, стр. 424, 426). Данная записка подтверждает приведенные показания о личном знакомстве А. Н. Радищева с В. Н. Каразиным. В другом тексте своих воспоминаний П. А. Радищев указывает на разницу политических взглядов А. Н. Радищева и Каразина. «Кажется, – пишет он, – что идеи Радищева не согласовывались с его [Каразина] мнениями» (В. П. Семенников. Радищев. Очерки и исследования, стр. 239). Поскольку пребывание Радищева в Петербурге в последний период его жизни относится к 1801–1802 гг., то и данная записка могла быть им написана только в эти годы. Вероятнее всего предположить, что она написана в 1802 г., так как в 1801 г. Радищев мало находился в Петербурге. В Петербург он приехал весной 1801 г., первое время был занят продажей части своего калужского имения, доставшегося ему по наследству от отца, и другими большими хлопотами: по устройству своих детей, подысканию квартиры и службы. Только в августе 1801 г. он получил службу в Комиссии для составления законов. Затем Радищев вскоре уехал по делам этой Комиссии в Москву...
    10. Западов А.В.: История русской журналистики XVIII–XIX веков. "Московский телеграф"
    Входимость: 1. Размер: 35кб.
    Часть текста: телеграф" «Московский телеграф»   Журнал «Московский телеграф», издававшийся Николаем Алексеевичем Полевым, представил собой новое и очень значительное явление русской журналистики и культуры. Белинский назвал «Московский телеграф» лучшим журналом в России и утверждал, что для его издания «нужно было больше, чем смелость – нужно было самоотвержение» (IX, 688). По мнению Чернышевского, «ощутительное» влияние литературы на общество началось только с «Московского телеграфа» (II, 611). Впервые в истории русской печати был создан журнал как орган антидворянский, как выразитель буржуазно-демократического направления в русской общественной мысли. Впервые издателем-редактором крупного, влиятельного журнала стал не дворянин, а человек «среднего состояния», купец второй гильдии. «Купцы полезли на Парнас», – возмущались представители реакционного дворянства. Н. А. Полевой родился в 1796 г. в Иркутске в семье небогатого курского купца, переехавшего в Сибирь для поправления своих дел. Родители Полевого любили читать, покупали книги и выписывали...