• Приглашаем посетить наш сайт
    Житков (zhitkov.lit-info.ru)
  • Поиск по творчеству и критике
    Cлово "RUSSIAN"


    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
    Поиск  
    1. Таранов П. С.: Радищев
    Входимость: 4. Размер: 83кб.
    2. Шкуринов П. С., Самсонова Н. Г.: Радищев А. Н. (Русская философия. Энциклопедия)
    Входимость: 2. Размер: 9кб.
    3. Кантор В.: Откуда и куда ехал путешественник?.. Миф и загадка Радищева
    Входимость: 1. Размер: 10кб.
    4. Кантор В.: Откуда и куда ехал путешественник?.. Кто же прав?
    Входимость: 1. Размер: 14кб.

    Примерный текст на первых найденных страницах

    1. Таранов П. С.: Радищев
    Входимость: 4. Размер: 83кб.
    Часть текста: Петр, Андрей, Настасья, Михаил, Степан, Федосья и Иосаф. В период смерти родителей, 1804 - 1805 гг., в живых осталось только четверо: Андрей, Михаил, Степан, Иосаф. Дед Радищева по отцу — Афанасий Петрович Радищев, бедный калужский дворянин, был в потешных Петра Великого, был его денщиком, служил в гвардии и, наконец, женившись в 40 лет на богатой и весьма молодой девушке в царствование императрицы Анны Иоанновны, сделался полковником и командиром одного из малороссийских драгунских полков. Имел 300 душ крепостных крестьян]. Николай Афанасьевич Радищев, богатый помещик, в отличие от большинства представителей своего класса пользовался уважением крестьян за доброту и справедливость. Во время крестьянской войны под предводительством Е. И. Пугачева, когда восставшие громили усадьбы своих владельцев, Радищевы оказались в числе немногих дворян, не пострадавших на территории, занятой повстанцами. Существует предание, что во время Пугачевского восстания крестьяне этого села укрыли своего господина и спасли его от расправы. Этот эпизод формирующе повлиял на Радищева. В год казни Пугачева он как раз женился. Детство (до 7-летнего возраста) провел в селе Немцове (Калужской губернии). В 1757 г. после смерти деда семья переехала в имение бабушки - село Верхнее Аблязово (Саратовской губернии). Подростком (в 1762 г.) Р. попал в Пажеский корпус и довольно близко познакомился с придворной жизнью: пажи прислуживали лицам царской фамилии,...
    2. Шкуринов П. С., Самсонова Н. Г.: Радищев А. Н. (Русская философия. Энциклопедия)
    Входимость: 2. Размер: 9кб.
    Часть текста: университета перевел книгу Г. Б. Мабли «Размышления о греческой истории» (1773), написал «Слово о Ломоносове» (1780), «Письмо к другу, жительствующему в Тобольске, по долгу звания своего» (1782), оду «Вольность» (1781-1783) и др. В философско-публицистическом трактате «Путешествие из Петербурга в Москву» (1790) Радищева прежде всего занимает судьба русского крепостного крестьянина; он показывает его «бесчеловечное угнетение» и моральное унижение, «обреченность тяжестью своих оков», положением «вола в ярме». В отличие от Руссо и его последователей основы «человеческой общности» Радищев видел не в «гуманной природе людей», а в способности человека при определенных обстоятельствах проявлять предельную решимость отвоевать свободу личности, «очеловечить человека». Не во всех главах «Путешествия...» имеет место призыв «к возмущению». В главе «Хотилов» дается проект реформ сверху, которые квалифицируются как «средство» предупреждения грядущей «пагубы зверств». Екатерина II квалифицировала автора «бунтовщиком, хуже Пугачева». Он был осужден и отправлен в восточносибирскую крепость Илимск. В Сибири Радищев создал ряд произведений, в т. ч. философский труд « О человеке, о его смертности и бессмертии » (1790-1792). Амнистированный после смерти Екатерины II, он принял активное участие в работе Императорской комиссии нового гражданского законодательства. Разрабатывал и обсуждал проекты демократизации общества, создания правового государства, переустройства судопроизводства и...
    3. Кантор В.: Откуда и куда ехал путешественник?.. Миф и загадка Радищева
    Входимость: 1. Размер: 10кб.
    Часть текста: Конечно, во времена Радищева не было еще тех историософских сравнений двух столиц, которые характерны для эпохи Гоголя, Белинского, Аксаковых, Герцена, ибо не сложились твердо обозначившиеся идейные направления — славянофилов и западников. Но хоть направлений и не было, проблема уже была. И, кажется, одним из первых на нее обратил внимание Радищев 1   . Вообще, проблем он поставил множество. До сих пор его и третируют, и апеллируют к нему, и не могут отказаться от него. Он и первый дворянский революционер, и «бунтовщик хуже Пугачева» (Екатерина II), он и первый западник (так его определил Герцен, найдя Радищеву антитезу в лице Михаила Щербатова — как предтечи славянофильства), он и первый интеллигент (Бердяев), и первый русский гуманист (Эйдельман), римский стоик (скажем, Биллингтон), первый русский самоубийца (Чхартишвили). По мнению Григория Чхартишвили, Радищев проложил путь русским писателям-самоубийцам, не вынесшим политических катаклизмов России, «открыл длинный мартиролог русских писателей-самоубийц» 2  . Это и вправду стало расхожей мыслью. В фундаментальном труде Биллингтона, обобщившем основные точки зрения на русскую культуру, сказано: «Радищев был, быть может, первый, обративший специальное внимание на монолог Гамлета в своей последней работе: “О человеке, его смертности и бессмертии”, и решил вопрос, взяв собственную жизнь согласно этому образцу, в 1802. Последнее...
    4. Кантор В.: Откуда и куда ехал путешественник?.. Кто же прав?
    Входимость: 1. Размер: 14кб.
    Часть текста: У Лермонтова, если мы внимательно прочтем его строки, чернь низвергает закон , который, стало быть, в имперской России все же имелся. Сам Радищев в 1801 году в оде «Осмнадцатое столетие» вполне разделял эти мысли о благотворности созданного Петром и Екатериной и, кажется, не лукавил, ибо, похоже, принял свой возврат в Петербург как царское благодеяние: Нет, ты не будешь забвенно, столетье безумно и мудро. Будешь проклято во век, в век удивление всем. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Ах, омочено в крови, ты нисподаешво гроб: Но зря, две вознеслися скалы во среде струй кровавых: Екатерина и Петр, вечности чада! и Росс. Мрачные тени созади, впреди их солнце; Блеск лучезарный его твердой скалой отражен. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Мир, суд правды, истина, вольность лиются от трона, Екатериной, Петром воздвигнут, чтоб счастлив был Росс. Петр и ты, Екатерина! Дух ваш живет еще с нами. Зрите на новый вы век, зрите Россию свою. Гений хранитель всегда Александр будь у нас… Конечно, трагизмом Лермонтова здесь стих даже отдаленно не дышит. Здесь виден только упрек французской ...