• Приглашаем посетить наш сайт
    Толстой А.Н. (tolstoy-a-n.lit-info.ru)
  • Поиск по творчеству и критике
    Cлово "1859"


    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
    Поиск  
    1. Западов А.В.: История русской журналистики XVIII–XIX веков. "Искра"
    Входимость: 13. Размер: 31кб.
    2. Западов А.В.: История русской журналистики XVIII–XIX веков. Журналистика в шестидесятые годы
    Входимость: 8. Размер: 35кб.
    3. Западов А.В.: История русской журналистики XVIII–XIX веков. "Русское слово". Публицистика Д. И. Писарева
    Входимость: 8. Размер: 49кб.
    4. Западов А.В.: История русской журналистики XVIII–XIX веков. Журнально-издательская деятельность А. И. Герцена и Н. П. Огарева "Полярная звезда" и "Колокол"
    Входимость: 5. Размер: 77кб.
    5. Западов А.В.: История русской журналистики XVIII–XIX веков. Проблема народа и революции в "Современнике"
    Входимость: 3. Размер: 24кб.
    6. Западов А.В.: История русской журналистики XVIII–XIX веков. Сатирическая журналистика шестидесятых годов
    Входимость: 3. Размер: 7кб.
    7. Западов А.В.: История русской журналистики XVIII–XIX веков. Крестьянский вопрос в "Современнике"
    Входимость: 3. Размер: 17кб.
    8. Западов А.В.: История русской журналистики XVIII–XIX веков. "Современник" в борьбе с либерально-монархической журналистикой
    Входимость: 2. Размер: 23кб.
    9. Западов А.В.: История русской журналистики XVIII–XIX веков. "Живописец"
    Входимость: 2. Размер: 37кб.
    10. Западов А.В.: История русской журналистики XVIII–XIX веков. Орган революционной демократии
    Входимость: 2. Размер: 33кб.
    11. Западов А.В.: История русской журналистики XVIII–XIX веков. "Свисток"
    Входимость: 2. Размер: 14кб.
    12. Западов А.В.: История русской журналистики XVIII–XIX веков. Издания Ф. В. Булгарина и Н. И. Греча и журнал "Библиотека для чтения"
    Входимость: 1. Размер: 27кб.
    13. Радищев П. А.: Биография А. Н. Радищева
    Входимость: 1. Размер: 178кб.
    14. Западов А.В.: История русской журналистики XVIII–XIX веков. Публицистическое мастерство Чернышевского и Добролюбова
    Входимость: 1. Размер: 8кб.
    15. Биография (вариант 6)
    Входимость: 1. Размер: 34кб.
    16. Якушкин В.: Радищев Александр Николаевич (Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона)
    Входимость: 1. Размер: 36кб.
    17. Путешествие из Петербурга в Москву. Примечания
    Входимость: 1. Размер: 92кб.
    18. Западов А.В.: История русской журналистики XVIII–XIX веков. "Москвитянин"
    Входимость: 1. Размер: 21кб.
    19. Западов А.В.: История русской журналистики XVIII–XIX веков. Введение
    Входимость: 1. Размер: 27кб.
    20. Западов А.В.: История русской журналистики XVIII–XIX веков. "Отечественные записки"
    Входимость: 1. Размер: 46кб.
    21. Кружинов В., Пашков Н., Ретунский В.: Тюменский край в XVIII – первой половине XIX вв.
    Входимость: 1. Размер: 105кб.
    22. Радищев А. Н. - Радищевым Н. А. и Ф. С., 18 августа 1802 г.
    Входимость: 1. Размер: 6кб.

    Примерный текст на первых найденных страницах

    1. Западов А.В.: История русской журналистики XVIII–XIX веков. "Искра"
    Входимость: 13. Размер: 31кб.
    Часть текста: «Искра», выходивший в течение почти пятнадцати лет — с 1859 по 1873 г. «Искра» была основана в Петербурге поэтом-сатириком В. С. Курочкиным и художником-карикатуристом Н. А. Степановым. Замысел сатирического журнала с карикатурами возник у них в 1857 г.; тогда же удалось получить официальное разрешение, но с выпуском из-за нехватки денег пришлось повременить. Уже первый номер «Искры», вышедший 1 января 1859 г. и составленный талантливо, остроумно, оригинально, получил широкое распространение. С каждым днем известность журнала росла, и вскоре он стал одним из самых популярных изданий. В 1861 г. тираж журнала составлял девять тысяч экземпляров. Успех «Искры» — заслуга прежде всего его редакторов. К началу издания журнала Курочкин и Степанов были хорошо известны в литературных и художественных кругах. Курочкина знали как поэта, талантливого переводчика Беранже, литератора-народолюбца. Позже он вошел в революционное движение и с весны 1862 г. вместе с Н. А. и А. А. Серно-Соловьевичами, А. А. Слепцовым и H. H. Обручевым был членом центрального комитета «Земля и Воля». Н. А. Степанов, талантливый художник-демократ, еще в сороковые годы сблизился с редакцией «Современника» и нарисовал серию карикатур для «Иллюстрированного альманаха» 1848 г., запрещенного к выходу в свет. Добролюбов писал о Степанове: Между дикарских глаз цензуры Прошли твои карикатуры... И на Руси святой один Ты получил себе свободу Представить русскому народу В достойном виде царский чин. В 1856—1858 гг. Степанов издавал альбом карикатур «Знакомые» и при нем литературный «Листок знакомых», в котором среди других авторов участвовал и Курочкин....
    2. Западов А.В.: История русской журналистики XVIII–XIX веков. Журналистика в шестидесятые годы
    Входимость: 8. Размер: 35кб.
    Часть текста: общественной жизни, но наиболее отчетливо давал себя знать в экономике и политике. Крестьянские выступления против помещиков охватили обширнейшие районы. И если основной причиной отмены крепостного права в России было экономическое развитие страны, «над которым, — как писал Ф. Энгельс, — даже царь не властен» [1], то немалую роль в падении крепостничества сыграл массовый народный протест. В. И. Ленин отмечал, что «крестьянские «бунты», возрастая с каждым десятилетием перед освобождением, заставили первого помещика, Александра II, признать, что лучше освободить сверху, чем ждать, пока свергнут снизу» [2]. Непосредственным поводом, принудившим царя всерьез заговорить о реформах, явилось тяжелое поражение в Крымской войне, нанесенное России, несмотря на героизм русских солдат и матросов, соединенными силами Англии, Франции, Турции и Сардинии. Война обнаружила гнилость крепостнической системы государства. Царскому правительству стало ясно, что если оно будет по-прежнему стоять на защите крепостничества, то может разразиться революция. Подготовка отмены крепостного...
    3. Западов А.В.: История русской журналистики XVIII–XIX веков. "Русское слово". Публицистика Д. И. Писарева
    Входимость: 8. Размер: 49кб.
    Часть текста: позиции. На страницах «Русского слова» развернулась деятельность Д. И. Писарева — выдающегося революционера, замечательного литературного критика и публициста, талантливого пропагандиста естествознания. Несмотря на острую полемику с «Современником» в 1864—1865 гг., при всех противоречиях, колебаниях и ошибках, ведущие публицисты «Русского слова» достойно несли знамя революционной демократии, продолжая дело Белинского, Чернышевского и Добролюбова. Журнал «Русское слово» был основан графом Г. А. Кушелевым-Безбородко в Петербурге, и первый его номер вышел в январе 1859 г. Богатый вельможа, литератор-дилетант, очень далекий от понимания событий эпохи, Кушелев-Безбородко взялся за журналистскую деятельность главным образом потому, что она была модной в 60-е годы. Возможно также, что он ставил перед собой задачу помочь либеральному дворянству в новых условиях подготовки отмены крепостного права сохранить свои позиции. В редактировании «Русского слова» на первых порах участвовали Я. П. Полонский и Ап. Григорьев. Поэт Полонский, умеренный либерал и сторонник «чистого искусства», не имел редакторского опыта, был плохим помощником издателю. ...
    4. Западов А.В.: История русской журналистики XVIII–XIX веков. Журнально-издательская деятельность А. И. Герцена и Н. П. Огарева "Полярная звезда" и "Колокол"
    Входимость: 5. Размер: 77кб.
    Часть текста: и революционные идеи, но и открыто звала бы на революционную борьбу против крепостничества и царизма. Задача создания вольной русской печати выпала на долю великого революционного демократа, мыслителя, замечательного писателя и публициста Александра Ивановича Герцена. В самой России создание вольной печати было невозможно. Поэтому Герцен, покинувший отечество в самом начале 1847 г., задумал начать, по его словам, «заграничную русскую литературу» и наладить ее нелегальную переброску на родину. Однако в первые годы эмиграции Герцен, отвлеченный революционными событиями в Европе и, как он писал, «гонимый из страны в страну, преследуемый рядом страшных бедствий», не смог осуществить своего намерения. В феврале 1853 г. Герцен напечатал воззвание «Братьям на Руси», в котором объявлял о создании «вольного русского книгопечатания в Лондоне» и обращался к читателям с просьбой: «Присылайте, что хотите, – все, писанное в духе свободы, будет напечатано, от научных и фактических статей по части статистики и истории до романов, повестей и стихотворений... Если у вас нет ничего готового, своего, пришлите ходящие по рукам запрещенные стихотворения Пушкина, Рылеева, Лермонтова, Полежаева, Печерина и др. ... Дверь вам открыта. Хотите ли вы ею воспользоваться или нет? – это останется на вашей совести... Быть вашим органом, вашей свободной, бесцензурной речью – вся моя цель». Планы Герцена испугали его либеральных друзей – Грановского, Анненкова, Корша, Кетчера, Мельгунова, которым казалось, что он погубит их своей «неосторожностью». Трусость либералов не заставила Герцена отречься от задуманного дела: он верил, что в России найдутся люди, которые поддержат его призыв. «Если наши друзья не оценят всего...
    5. Западов А.В.: История русской журналистики XVIII–XIX веков. Проблема народа и революции в "Современнике"
    Входимость: 3. Размер: 24кб.
    Часть текста: в «Современнике»   Характеризуя взгляды революционеров 60-х годов, В. И. Ленин указывал, что им были свойственны основные черты просветителей: горячая вражда к крепостному праву и всем его порождениям в экономической, социальной и юридической областях; горячая защита просвещения, самоуправления, свободы, европейских форм жизни и вообще всесторонней европеизации России; отстаивание интересов народных масс, главным образом крестьян, искренняя вера в то, что отмена крепостного права и его остатков принесет с собой общее благосостояние, искреннее желание содействовать этому [37]. Вместе с тем революционеров-демократов отличало то, что не было присуще «просветителям» в широком смысле слова, — «вера в возможность крестьянской социалистической революции» [38. Если просветители «не выделяли, как предмет своего особенного внимания, ни одного класса населения, говорили не только о народе вообще, но даже и о нации вообще» [39], то революционеры-демократы выступили идеологами определенного класса — крестьянства и, говоря о народе, имели в виду именно его. Это был шаг вперед от общедемократического, просветительского понимания народа, принятого в демократической литературе и публицистике предшествующего периода, к его революционному пониманию. Признание революционерами 60-х годов решающей роли народных...
    6. Западов А.В.: История русской журналистики XVIII–XIX веков. Сатирическая журналистика шестидесятых годов
    Входимость: 3. Размер: 7кб.
    Часть текста: (при Н. Степанове). В руках революционных демократов сатирическая журналистика была сильным средством борьбы против крепостничества и либерализма за освобождение страны от рабства и угнетения. Либерально-буржуазные юмористические журналы и листки, обильно расплодившиеся в 60-е годы, не отличались литературными достоинствами, их уделом было пошлое зубоскальство, рассчитанное на вкус обывателя. Весной 1858 г. Петербург наводнили «уличные листки» — копеечные летучие издания, раскупавшиеся городским мещанством и чиновничеством, и это журнальное поветрие оказалось столь заметным, что в сентябрьской книге «Современника» за 1858 г. Добролюбов отозвался на него статьей «Уличные листки». Перечислив три десятка листков — «Бесструнная балалайка», «Дядя шут гороховый», «Муха», «Смех и горе», «Сплетни» и т. д., — Добролюбов дал всестороннюю оценку либерально-буржуазным юмористическим изданиям вообще, показав, что в своем подавляющем большинстве они бессодержательны, наполнены старыми анекдотами и пошлыми рассуждениями. Непременное свойство листков — беспринципность: «... С первого слова встречаешь брань на кого-то; но на кого, за что, почему и для чего — остается неизвестно» [81]. Издатели заигрывают с читателем, желая заставить его во что бы то ни стало купить листок. Иногда даже не назначалась цена: «что пожалуете»,— просил издатель на первой странице. Другая черта листков — мелкотемье. «Некоторые листки, — писал Добролюбов, — сплошь наполнены тонкими намеками на своих собратий, и если вы не следили за всеми листками, то вы, конечно, ничего не поймете из этих намеков». А между тем,...
    7. Западов А.В.: История русской журналистики XVIII–XIX веков. Крестьянский вопрос в "Современнике"
    Входимость: 3. Размер: 17кб.
    Часть текста: «Современника» на позиции революционной демократии наглядно проявился в острой критике феодально-крепостнического строя. Сильным выступлением журнала, посвященным осуждению крепостной системы прежде всего в плане экономическом, была рецензия Чернышевского на книгу И. Фундуклея «Статистическое описание Киевской губернии» (1856, № 7). Взяв для разбора составленную чиновником «ученую» работу, Чернышевский показал экономическую несостоятельность описанных в ней помещичьих имений из-за очень низкой производительности рабского труда. За рецензией на сочинение Фундуклея в журнале последовала серия материалов по вопросам крепостной экономики. Среди них нужно упомянуть статью Чернышевского «О новых условиях сельского быта» (1858, № 2) и «Современное обозрение» Е. Карновича (1858, № 3). Однако необходимо учитывать, что выступления с критикой экономической несостоятельности крепостничества были характерны в этот период не только для «Современника», но и для либеральных органов. Высказывания о невыгодности «обязательного труда» крестьян для самих помещиков были нередки тогда и в «Экономическом указателе» И. Вернадского, и в «Русском...
    8. Западов А.В.: История русской журналистики XVIII–XIX веков. "Современник" в борьбе с либерально-монархической журналистикой
    Входимость: 2. Размер: 23кб.
    Часть текста: в борьбе с либерально-монархической журналистикой   Полемика «Современника» с либерально-монархической печатью в 60-е годы была отражением острой классовой борьбы и сыграла важную роль в утверждении программы революционных демократов. Уже первые выступления Чернышевского в «Современнике», когда в русском обществе еще не замечали глубокой розни между идеями либералов и социалистов, встревожили либерально-монархическую журналистику. Новые революционно-демократические принципы поначалу в области литературы, критики и эстетики, а затем — в политике, этике, философии вызвали ненависть и озлобление в среде либералов. Необходимо было поэтому каждый раз не просто высказывать, а отстаивать свои взгляды, защищать их от идеологических противников. Борьба «Современника» с либерально-монархической журналистикой прошла несколько стадий, от первых, сравнительно спокойных, споров по литературным вопросам 1854 — 1855 гг. до ожесточеннейших схваток 1860 — 1861 гг. и касалась различных проблем. Характер полемики изменялся...
    9. Западов А.В.: История русской журналистики XVIII–XIX веков. "Живописец"
    Входимость: 2. Размер: 37кб.
    Часть текста: форма еженедельного издания, и разочаровавшись в ней, Екатерина II, однако, не думала прекратить попытки командовать общественным мнением в России. Если не вышла затея с Комиссией, не удалось подчинить своему влиянию непокорных журналистов, – что можно было предпринять еще? Остался театр – верное средство воздействия на умы, изрядная школа морали и воспитания. К 70-м годам XVIII в. театр занимал уже видное место в жизненном обиходе русского общества, обладал сложившимся репертуаром и отличными актерами. Слово, звучащее со сцены, могло наставлять умы зрителей, воздействовать на их сердца. Со свойственной ей энергией Екатерина II поспешно берется за перо драматурга, едва успев закончить издание «Всякой всячины». В 1771 г. писались и в 1772 вышли одна за другой на сцену придворного театра пять комедий императрицы: «О, время!», «Именины госпожи Ворчалкиной», «Передняя знатного боярина», «Госпожа Вестникова с семьею» и «Невеста невидимка». Художественный уровень этих пьес был весьма низок, но мысли и требования автора проступали в них вполне отчетливо. Екатерина II со сцены отвечала своим оппонентам в Комиссии по составлению Нового уложения, «Трутню» Новикова, всем, кто видел недостатки управления Россией и имел самостоятельный взгляд на политику самодержавия. Продолжая, как это делала «Всякая всячина», высмеивать сплетни, глупость людскую, фанфаронство, невежество, Екатерина II вместе с тем включила в текст комедий много современных намеков, особенно ожесточенно нападая на дворянских либералов. Пьесы должны были убеждать зрителей, что разумное правительство печется о благе России, а несмысленные прожектеры и критиканы ему в этом препятствуют. Комедии императрицы успеха на сцене не имели, это новое притязание на руководство умами окончилось также неудачно, но придумывать других способов не пришлось:...
    10. Западов А.В.: История русской журналистики XVIII–XIX веков. Орган революционной демократии
    Входимость: 2. Размер: 33кб.
    Часть текста: демократии Орган революционной демократии   Журнал «Современник» занимает центральное место среди подцензурных революционно-демократических изданий в России середины XIX в. Созданный еще в 1836 г. А. С. Пушкиным, с 1847 г. перешедший к Н. А. Некрасову и И. И. Панаеву, «Современник» в 50-е и 60-е годы становится центром пропаганды идей демократической революции. Журнал последовательно защищает интересы крестьян — основной общественной силы, боровшейся за уничтожение феодально-крепостнического строя. Это направление придала «Современнику» новая редакция, в состав которой вошли Н. Г. Чернышевский и Н. А. Добролюбов. Привлекая в журнал в 1854 г. Чернышевского, Некрасов возлагал на него большие надежды. Тяжелые цензурные условия «мрачного семилетия» и засилье в редакции либерально настроенных сотрудников сделали то, что «Современник» все больше терял свою остроту, опускался на позиции «чистого искусства». Надо было сделать решительный шаг по пути возрождения традиций Белинского, чтобы дальше развить и приумножить их. Чернышевский пришел в «Современник» человеком с вполне определившимися взглядами. Его мировоззрение сформировалось под влиянием растущей борьбы народных масс и передовой интеллигенции России против крепостничества и самодержавия, под влиянием революционного движения в Западной Европе. Он воспитывался на произведениях Белинского и Герцена, Лермонтова и Гоголя, Жорж Санд и Диккенса, на идеях петрашевцев, на лучших достижениях социально-исторической, философской мысли и...