• Приглашаем посетить наш сайт
    Экранизации (video.lit-info.ru)
  • Поиск по творчеству и критике
    Cлово "2000"


    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
    Поиск  
    1. Описание моего владения
    Входимость: 5. Размер: 92кб.
    2. Радищев П. А.: Биография А. Н. Радищева
    Входимость: 4. Размер: 178кб.
    3. Радищев А. Н. - Воронцову А. Р., 15 марта 1791 г.
    Входимость: 2. Размер: 9кб.
    4. Кантор В.: Откуда и куда ехал путешественник?.. Кто же прав?
    Входимость: 2. Размер: 14кб.
    5. Вильк Е. А.: "Чудище стозевно" и Тифон
    Входимость: 2. Размер: 81кб.
    6. Шкуринов П. С., Самсонова Н. Г.: Радищев А. Н. (Русская философия. Энциклопедия)
    Входимость: 1. Размер: 9кб.
    7. Записки путешествия в Сибирь
    Входимость: 1. Размер: 39кб.
    8. Куклин Алексей: Радищев и Елабуга
    Входимость: 1. Размер: 121кб.
    9. Еремин Виктор: Александр Радищев, или Паж императрицы
    Входимость: 1. Размер: 102кб.
    10. Увековечение пребывания А. Н. Радищева на Томской земле
    Входимость: 1. Размер: 5кб.
    11. Кантор В.: Откуда и куда ехал путешественник?.. Книга
    Входимость: 1. Размер: 14кб.
    12. Западов А.В.: История русской журналистики XVIII–XIX веков. "Современник"
    Входимость: 1. Размер: 45кб.
    13. Проект Гражданского уложения. О приобретении имения, происходящем от распоряжений на случай смерти
    Входимость: 1. Размер: 20кб.
    14. Радищев А. Н. (Использованы материалы кн.: Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь.)
    Входимость: 1. Размер: 5кб.
    15. А.Н. Радищев: Путешествие из Петербурга в Сибирь (коллектив авторов). Красноярск
    Входимость: 1. Размер: 4кб.
    16. Западов А.В.: История русской журналистики XVIII–XIX веков. "Ежемесячные сочинения"
    Входимость: 1. Размер: 11кб.
    17. Радищев А. Н. - Прошение на имя Александра I, 1802 г.
    Входимость: 1. Размер: 11кб.

    Примерный текст на первых найденных страницах

    1. Описание моего владения
    Входимость: 5. Размер: 92кб.
    Часть текста: ВОТ ОПИСАНИЕ МОЕГО ВЛАДЕНИЯ, ПОМЕСТЬЯ, ВОТЧИНЫ, ДЕРЕВНИ ИЛИ НАЗОВИ КАК ХОЧЕШЬ. Проехав наш бывшей окружной городок, открывается довольно пространное поле, которое по временам года то серую единообразную представляет поверхность, то оную же покрытою редкою зеленостию, сквозь поблеклые остатки желтой жатвы проседающей. Тут видны на тощей пажити скитающиеся небольшие стада, поистине скитающиеся: ибо пасущиеся чрез целой день от утренней зари до вечерней, едва ли не тощи возвращаются во свое домовище. Сия серая поверхность поля, возделанная и утучненная, покрывается густою зеленостию, которая издали взору, бродящему по ней, представляет величественно распростертой ковер, какой очам всесильного явила юная Природа, на произведение любовию его воспаленная; и возрастая до совершенствования семени, зеленое былие желтеет. Зри, — восстав, дух бури несется по поверхности нив, колеблет желтые злаки и оку очарованному Океан представляет белокурый, на коем зрение тем паче услаждается, что зрит тут наполнившуюся уже надежду возделателя и совершившуюся благодать Природы на его прокормление. Настал день жатвы. И се при востечении денного светила зрится в селитьбах мирная тревога. Селяне оставляют дома свои и вышед, яко сильное ополчение, из-за оград жилищ своих, распростираются по нивам своим, где согбенны до земли и в поте лица своего подсекают волнующуюся жатву; несут ее воедино и возводят из нее, да сохранится от стихий и непогоды, сии готического Зодчества здания, сии заостренные конусы, скоро разрушиться долженствующие на продолжение жития нашего или воскошенные на утешение житейских скорбей и печали. Уже радостные раздаются по нивам клики. Жители, паки собрашася вкупе, возвращаются; торжественные гласы песни, победили убо скупую, но равно и милующую Природу, и надежные в прокормлении своем, восприемлют, возвратяся в дома, птенцов своих на лоно свое. Блаженны, блаженны, если бы весь плод трудов ваших был ваш....
    2. Радищев П. А.: Биография А. Н. Радищева
    Входимость: 4. Размер: 178кб.
    Часть текста: 1 Вступление. Молодость Радищева. Служба. Редко бывают люди, которые бы смели говорить правду явно и всенародно. "Таковые сердца редки: едва един в целом столетии явится на светском ристалище" (Путеш., стр. 144). 1 Радищев сказал первое слово о свободе в России и пострадал за свой принцип, говорит К. в письме к одной знаменитой особе. 2 [C'est en disant hautement, ce que l'on pense, c'est en conspirant la plume à la main à la face du soleil, que les hommes sensés et les citoyens dévoués à leur patrie combattent les mauvais systèmes de gouvernement (L'Indépendance Belge)]. 3 Вот что сделал Радищев. Но говорить правду сильным земли, прямо или косвенно, было издревле лучший способ попасть в беду. Книга его была причиною его несчастия, но она прославила его, и имя его всегда будет драгоценно истинным патриотам русским. Его несчастие, его ссылка еще более обратили на его "Путешествие" и на него самого внимание современников. Везде, где он проезжал на пути в Сибирь, его старались увидеть, как он сам рассказывал, как редкую птицу, желали с ним поговорить, узнать покороче о его деле, услышать подробности от него самого. Посаженный в крепость, обремененный оковами, он сказал: "Блаженны изгнапны правды ради"....
    3. Радищев А. Н. - Воронцову А. Р., 15 марта 1791 г.
    Входимость: 2. Размер: 9кб.
    Часть текста: в недействие почти приведенный, испытывает паки свои силы, и сердце, обыкшее повторительною печалию содрогаться ежечасно, трепещет еще, но от радости. О ты, виновник моего утешения! Прими паки слезу благодарности и не поскучай, когда повторительное слово изъявит тебе только то, что душа чувствует, изъявит, но слабо. Сердце обыкло во мне предварять разсудок. Нередко текут слезы, а язык нем. Время моего здесь пребывания я, по возможности, стараюся употребить себе в пользу приобретением безпристрастных о здешней стороне сведений. Если я столь счастлив могу назваться, что в глазах вашего сиятельства я почитаюся зрителем без очков, то я и ныне тщуся все видеть обнаруженно, ни в микроскоп, ни в зрительную трубу. Но, признаюсь, трудно уловлять истину, когда к достижению оной ведут одни только разногласныя повествования, изрекаемые обыкновенно пристрастием, огорчением и всеми другими страстьми, сердце человеческое терзающими. Издавна не нравилось мне изречение, когда кто говорил: так водится в Сибири; то или другое имеют в Сибири – и все общия изречения о осмитысячном пространстве верст; теперь нахожу сие вовсе нелепым. Ибо как можно одинаково говорить о земле, которой физическое положение представляет толико разнообразностей, которой и нынешнее положение толико же по местам собою различествует, колико различны были перемены, нынешнее состояние ее основавшия; где и политическое положение, и нравственность жителей следуют неминуемо положению естественности; где подле дикости живет просвещение, подле зверства мягкосердие; где черты, пороки от ошибок и злость от остроумия отделяющия, теряются в неизмеримом земель пространстве и стуже за 30 градусов? Уральския горы столь существенно различествуют в своей естественности от степи Барабинской, сколько жители оных от жителей степных. Крестьянин заводской есть совсем другой человек, нежели земледелец тарской и ишимской округи; и если Сургут, Туруханск...
    4. Кантор В.: Откуда и куда ехал путешественник?.. Кто же прав?
    Входимость: 2. Размер: 14кб.
    Часть текста: чернь низвергает закон , который, стало быть, в имперской России все же имелся. Сам Радищев в 1801 году в оде «Осмнадцатое столетие» вполне разделял эти мысли о благотворности созданного Петром и Екатериной и, кажется, не лукавил, ибо, похоже, принял свой возврат в Петербург как царское благодеяние: Нет, ты не будешь забвенно, столетье безумно и мудро. Будешь проклято во век, в век удивление всем. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Ах, омочено в крови, ты нисподаешво гроб: Но зря, две вознеслися скалы во среде струй кровавых: Екатерина и Петр, вечности чада! и Росс. Мрачные тени созади, впреди их солнце; Блеск лучезарный его твердой скалой отражен. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Мир, суд правды, истина, вольность лиются от трона, Екатериной, Петром воздвигнут, чтоб счастлив был Росс. Петр и ты, Екатерина! Дух ваш живет еще с нами. Зрите на новый вы век, зрите Россию свою. Гений хранитель всегда Александр будь у нас… Конечно, трагизмом Лермонтова здесь стих даже отдаленно не дышит. Здесь виден только упрек французской робес-пьериаде. Что же инкриминировал он в свое время императорской власти, если отвлечься от сентиментальных размышлений и от противопоставления Москвы как идеально-сакрального места Петербургу как «жилищу тигров»? Здесь уместно вспомнить классическую оппозицию, артикулированную французскими просветителями, — оппозицию «просвещенного монарха» и...
    5. Вильк Е. А.: "Чудище стозевно" и Тифон
    Входимость: 2. Размер: 81кб.
    Часть текста: в освоении книги но в то же время он сам должен будет наполняться новым содержанием по мере углубления читателя в книгу, по мере распутывания им клубка присутствующих в ней смыслов. Такова участь любого эпиграфа. Хотя, очевидно, два встречных потока смыслопорождения — от эпиграфа к книге и от книги к эпиграфу — могут иметь разную интенсивность. Интенсивность первого зависит, вообще говоря, от семантической глубины и возможностей символической интерпретации, изначально заключенных в эпиграфе. Поскольку эпиграф всегда является цитатой, мера его понимания во многом будет зависеть и от понимания контекста исходного произведения, его жанра и специфической проблематики. Интенсивность второго типа взаимодействия зависит от того, насколько активно автор будет возвращаться на страницах книги к образу или идеям эпиграфа, включая их в новые контексты и обогащая новыми смыслами. В соответствии с этими двумя векторами осмысливающего понимания настоящая работа будет разделена на две части, в первой из...
    6. Шкуринов П. С., Самсонова Н. Г.: Радищев А. Н. (Русская философия. Энциклопедия)
    Входимость: 1. Размер: 9кб.
    Часть текста: жительствующему в Тобольске, по долгу звания своего» (1782), оду «Вольность» (1781-1783) и др. В философско-публицистическом трактате «Путешествие из Петербурга в Москву» (1790) Радищева прежде всего занимает судьба русского крепостного крестьянина; он показывает его «бесчеловечное угнетение» и моральное унижение, «обреченность тяжестью своих оков», положением «вола в ярме». В отличие от Руссо и его последователей основы «человеческой общности» Радищев видел не в «гуманной природе людей», а в способности человека при определенных обстоятельствах проявлять предельную решимость отвоевать свободу личности, «очеловечить человека». Не во всех главах «Путешествия...» имеет место призыв «к возмущению». В главе «Хотилов» дается проект реформ сверху, которые квалифицируются как «средство» предупреждения грядущей «пагубы зверств». Екатерина II квалифицировала автора «бунтовщиком, хуже Пугачева». Он был осужден и отправлен в восточносибирскую крепость Илимск. В Сибири Радищев создал ряд произведений, в т. ч. философский труд « О человеке, о его смертности и бессмертии » (1790-1792). Амнистированный после смерти Екатерины II, он принял активное участие в работе Императорской комиссии нового гражданского законодательства. Разрабатывал и обсуждал проекты демократизации общества, создания правового государства, переустройства судопроизводства и правоохранительных органов России. Однако надеждам Радищева в ближайшие годы улучшить положение крепостного крестьянства не суждено было осуществиться. Затравленный идейными противниками и завистниками, он покончил жизнь самоубийством. На протяжении всего XIX века шел процесс освобождения творчества Радищева от...
    7. Записки путешествия в Сибирь
    Входимость: 1. Размер: 39кб.
    Часть текста: Оренбург, Семипалатинскую и Устькаменогорскую крепость за лошадьми. От Юруку до реки Вятки 9 верст, до озера от Вятки 3 версты, где купцы из Тобольска потонули. В Янгулове продавали одеяла, [за] двойное теплое из степных лисьих хвостов 6 р. просили. Татары, черемисы, чуваши селятся по увалам и долам, русские на горе. У чуваш и черемис избы черные, но воздух здоровее, нежели у русских в избах, ибо прямо с надворья. Они холод любят. Тараканов нет, но много блох. У татар избы белые, впереди камелек. По лесам татары бьют медведей, волков, лисиц, зайцев, векшу и мало куниц. На перевозе Вятки стоит село русское г. Юшкова, мужики бедные, избы худые. Река Вятка, лес по обе стороны, ельник по большей части и всякий черный лес, а где разливается, то один черный лес. Река шириною с Неву, сажен 80 или 100. За рекою местами и сосны высокие, но редко. Мелеты, 19 в., черемиская, два двора русских, отпущенные прежде сего на волю Юшковым. У сих черемис избы выше, нежели по ту сторону Волги. Они не столь богаты, больше на русских похожи, к пашне довольно ленивы, далеки, может быть, от хлебных базаров. Не столько мущины щеголеваты, как по ту сторону Волги. Глаза у многих болят: прукса [?], или зыб всегдашний, или венерическая. Порек, 15, черемисы, один двор русский. Кильмес Большой, 20 вер., черемисы, двор маркитантов русских, которые держат постой; то же было и на той стороне Волги: на пустых там местах были базары, где стояли русские постоялые дворы. 14 Какси, тож Мука-Какси, 26 вер. Не доезжая оной деревни 5 верст, реку Вале переезжали. Летом на ней паром, шириною сажен 25. Иным годом...
    8. Куклин Алексей: Радищев и Елабуга
    Входимость: 1. Размер: 121кб.
    Часть текста: нашим городом и его историей, непременно перечислят ряд имён тех знаменитостей, кто побывал в Елабуге. Подразумевается, и не без оснований, что имена эти каким-то образом придают значимости городу. Радищев, автор широко известного и никем не читаемого «Путешествия из Петербурга в Москву», — один из подобных исторических сувениров местного производства. Попробуем разобраться, что на самом деле стоит за мифологемой «Радищев в Елабуге». Честно говоря, для этого вовсе не обязательно становиться профессиональным историком, достаточно быть просто внимательным читателем. Но для начала просто обозначим суть интриги, самое существо дела. Заключается же оно в том, что, несмотря на ставшее общим местом утверждение: «В 1797 году Елабугу посетил А. Н. Радищев», — Радищев в Елабуге никогда не был. Мы имеем дело с легендой, при этом с одной из самых необычных елабужских легенд. Мало того, что она не столь давнего происхождения, — возраст её немногим более тридцати лет, — легенда эта не просто существует, она развивается, обогащаясь на наших глазах всё новыми деталями и подробностями, порой достаточно неожиданными и прихотливыми....
    9. Еремин Виктор: Александр Радищев, или Паж императрицы
    Входимость: 1. Размер: 102кб.
    Часть текста: Радищева, одной из самых светлых и удивительных личностей не только в российской, но и в мировой истории, мы начнём словами Александра Сергеевича Пушкина. В 1836 г. поэт написал в знаменитой статье «Александр Радищев»: «В Радищеве отразилась вся французская философия его века: скептицизм Вольтера, филантропия Руссо, политический цинизм Дидрота и Реналя; но все в нескладном, искаженном виде, как все предметы криво отражаются в кривом зеркале. Он есть истинный представитель полупросвещения. Невежественное презрение ко всему прошедшему, слабоумное изумление перед своим веком, слепое пристрастие к новизне, частные поверхностные сведения, наобум приноровленные ко всему, — вот что мы видим в Радищеве. Он как будто старается раздражить верховную власть своим горьким злоречием; не лучше ли было бы указать на благо, которое она в состоянии сотворить? Он поносит власть господ как явное беззаконие; не лучше ли было представить правительству и умным помещикам способы к постепенному улучшению состояния крестьян; он злится на ценсуру; не лучше ли было потолковать о правилах, коими должен руководствоваться законодатель, дабы с одной стороны сословие писателей не было притеснено и мысль, священный дар Божий, не была рабой и жертвою бессмысленной и своенравной управы, а с другой...
    10. Увековечение пребывания А. Н. Радищева на Томской земле
    Входимость: 1. Размер: 5кб.
    Часть текста: особняк напротив Воскресенской церкви, и в 1970-е годы на этом здании (по адресу Бакунина, 26) была установлена мемориальная доска со следующим текстом: «Александр Николаевич Радищев останавливался в этом доме на пути в ссылку в августе 1791 года и возвращаясь из ссылки в марте 1797 года». С этого момента дом стал обязательным пунктом школьных и туристических экскурсионных маршрутов по «Старому Томску». Мемориальная доска А. Н. Радищеву (1970-е гг.) В период затянувшегося ремонта здания после пожара 1990 года доска была утрачена, а на отстроенном в кирпиче особняке (уже в конце 2000-х годов) появилась охранная доска с исторической информацией («Объект культурного наследия федерального значения. Дом, в котором останавливался Радищев Александр Николаевич. Подлежит государственной охране»). Таким образом, несмотря на возмущения знатоков томской старины по поводу того, как «подредактировали историю» горе-реставраторы, каменному новоделу был официально придан тот же статус, каким когда-то обладал полудеревянный оригинал. Охранная доска на новом «Доме Радищева» (фото А. В. Яковенко, 2014 г.) Почему сама улица Ефремовская (названная когда-то в честь домовладельца Дмитрия Ефремова, первым поставившего там каменный особняк) не получила имени Радищева в период массовых советских переименований городов и внутригородских объектов? «Улица Радищева», безусловно, хорошо бы вписалась в новую номенклатуру: «революционер», «пламенный борец с самодержавием и крепостничеством», пострадавший за свои идеи, Радищев был для большевиков типичным образцом достойного увековечения героя. Однако тот факт, что на...